Газета «Наш Мир» Верующие в США смотрят на научные достижения с большой подозрительностью Ученые из Университета Висконсина (США) опубликовали в середине февраля данные соцопроса, посвященного отношению американцев к нанотехнологиям. Полученные результаты интересны. Лишь 29% опрошенных считают нанотехнологии приемлемыми с нравственной точки зрения. Иная ситуация складывается в Европе. По данным Еврокомиссии, больше половины французов, немцев и британцев не видят в нанотехнологиях нравственной проблемы. Исследователи объясняют эти расхождения ролью религии в жизни американцев и европейцев. В США она более значительна, чем в секулярной Европе. Американские социологи отмечают: их соотечественники в большинстве своем пока еще не имеют четкого представления о том, что такое нанотехнологии. По мнению профессора Университета Висконсина Дитрама Шойфеле, верующие американцы подчас просто сваливают в одну кучу нанотехнологии, клонирование и исследования стволовых клеток. Они полагают, что ученый, работающий с наночастицами (нанометр – 10-9 метра), создает вещи, не существующие в природе, и тем самым берет на себя роль Бога-Творца. Именно это задевает их религиозные чувства, они считают, что это неэтично, что только Бог может творить "из ничего", но не человек. Результаты исследования ученых из Висконсина быстро разошлись по глобальной сети и вызвали многочисленные отклики. Например, на одном из католических интернет-форумов появилась такая реплика: "Самая идея задавать верующим людям вопрос, нравственно ли нечто, о чем они никогда не слышали, означает насмехаться над ними... Нанотехнологии могут использоваться в безнравственных целях, как и любые другие технологии". То есть под вопросом не сама наука, а применение ее достижений. А что происходит у нас в стране, где технологический прорыв за счет нанотехнологий стал одним из программных лозунгов правящей элиты? Исследовательский центр портала SuperJob.ru в прошлом году провел социологический опрос и выяснил, что четверть россиян не знают, что такое нанотехнологии. 24% утверждают, что "хорошо знакомы" с этой темой, еще 49% "полагают, что знакомы". Степень их знаний – отдельный вопрос. Важно, что нанотехнологии укореняются в общественном сознании. Следовательно, не проходят они и мимо Русской Православной Церкви. Будет ли и у нас в скором времени поставлен вопрос о "нравственном компоненте" нанотехнологий? Известный православный проповедник дьякон Андрей Кураев считает, что нравственный контроль над достижениями науки необходим. "Пока нанотехнологии для большинства – вещь малопонятная, и не совсем ясно, каких сфер человеческой жизни они могут коснуться, – заявил он "НГР". – Однако уже сегодня мы можем говорить об эффективных средствах слежения, "микрошпионах", имплантации в тело человека чужеродных для него сборщиков и передатчиков информации. Здесь могут быть области, в которых свобода и достоинство человека окажутся серьезно ущемленными". При этом Кураев отвергает идею о том, что нанотехнологии "безнравственны", потому что ставят ученого вровень с Творцом. "Это несерьезный аргумент, – считает он. – Есть множество вещей, которые Бог не изготавливал, например очки. В конце концов не Бог жарит для нас мясо". "В протестантизме, который доминирует в США, отрицается православная идея синергизма – сотрудничества Бога и человека. Отсюда представление о том, что ничего неестественного создавать нельзя", – так Андрей Кураев прокомментировал результаты исследования американских социологов. Однако не все протестанты разделяют точку зрения, которую приписывает им Кураев. "Мы, российские баптисты, даем высокую оценку нанотехнологиям и считаем, что для будущего нашей страны это перспективное направление, – заявил "НГР" председатель Союза евангельских христиан-баптистов Юрий Сипко. – Конечно, осторожность в отношении научных открытий имеет под собой разумную основу. Когда речь идет о создании новых форм жизни, неизбежно возникает вопрос: а дано ли это человеку? Но человеку дана власть над землей и всем тварным миром. И я бы, скорее, встал на сторону людей науки, которые стремятся улучшить наши жизненные условия. Я понимаю, что прогресс неизбежен и подвластен Богу". Так что дело не в протестантизме как таковом, а в том, что протестантский фундаментализм по-прежнему играет существенную роль в жизни американцев. Для такой развитой и современной страны, как США, это даже кажется парадоксальным и удивительным. Остается лишь порадоваться тому, что в нашей стране пламенные филиппики борцов с ИНН, научным прогрессом и новыми технологиями слабо влияют на общественное сознание. |