Газета «Наш Мир»
В своей авторской рубрике Али Вячеслав Полосин дает обоснование постулатам Ислама в форме вопросов и ответов. Такая форма изложения материала выбрана не случайно. Именно так в реальной жизни приходится зачастую отстаивать свою точку зрения. Тема сегодняшней беседы - многоженство.
Вопрос немусульманина: "В Коране разрешается иметь до четырех жен одновременно, об этом сказал ваш Пророк. Это уже само по себе есть угождение похоти, Библия такие вещи запрещает. Если в ней и говорится, что кто-то из праведников имел не одну жену, то это, может быть, и прощаемая по ветхим временам, но все-таки слабость. Христос такие вещи запретил. Однако ваш Пророк нарушил и эту, им же установленную норму, ибо имел то ли 9, то ли 11 жен. Получается, две морали: одна - для избранных, другая - для рядовых мусульман?"
Ответ: В Коране говорится: "Все, что есть, Мы сотворили парами, чтобы вам над этим поразмыслить…" (51:49). Такой парой является и человек, из состава которого сотворена ему жена. Творение Аллахом Всевышним человека являет собой начало его брачного существования. Ответственность мужа и жены друг перед другом и перед детьми прямо вытекает из их ответственности перед своим Создателем. Тем самым Адам и Хава (Ева) - первая супружеская пара, и то, что таковой она была в Эдеме, говорит, что это - идеальное состояние. Цель брака - не столько продолжение рода, сколько любовь:
"И среди Его знаков - то,
что Он создал для вас жен из вашего же окружения,
чтобы вы находили в них любовь и утешение,
и посеял между вами симпатию и привязанность.
Истинно, в этом знак для людей мыслящих" (Коран, 30:21).
Однако временная жизнь, в которой мы живем, далека от идеала: есть принуждение и ошибки в заключении брака, есть грехи и ошибки в браке, есть войны, болезни и прочие трагедии. И Ислам считает недопустимым подменять идеал любви двоих юридической обязательностью моногамного брака, ибо, если любви нет и не было, то чисто внешнее, юридическое принуждение не может насильно поселить в живых душах взаимное тяготение, любовь и счастье.
Есть ли любовь - это зависит от самих людей и от милости Аллаха, но Творец не ставит неодолимые преграды для людей, наделенных свободой выбора и желающих более счастливо устроить свою законную семейную жизнь. Грех - это бросать на произвол судьбы свою первую жену, с которой, допустим, не сложились отношения, если она не совершала прелюбодеяния, или если она бездетна. Но взять вторую жену, сохраняя статус и честь первой жены, вполне гуманно и разумно. Ислам разумно ограничил число таких браков, позволяя мужу иметь одновременно не более четырех жен.
Что касается истории многоженства в религии монотеизма, то, во-первых, многоженство - древнейшая практика, и никто из святых людей, включая Иисуса Христа, не объявлял о его порочности или о его отмене. По несколько жен имели праведники и пророки Бога: Иаков-Исраил (Якуб), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса) (мир им). Причиной многоженства бывали, как правило, личные мотивы, связанные с любовью или с отсутствием потомства. У Давида (Дауда) и Соломона (Сулеймана) (мир им) было много жен. Этот порядок регламентирован Торой - шариатом Моисея, обязательным для верующих до ниспослания Корана:
v "Если у кого будут две жены: одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, то при разделе сыновьям своим имения своего он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой" (Втор. 21: 15–17).
При этом устанавливается жесткая ответственность мужчины. В хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, Пророк Мухаммад сказал: "Кто имел двух жен и не был справедлив к ним, придет в день Воскресения с половиной тела, подвешенной вниз".
Во-вторых, основанием для женитьбы более чем на одной женщине является не стремление к удовольствиям, а естественное желание взять на себя посильную ответственности за судьбы женщин, оставшихся без мужа, дать поддержку и радость еще одной обездоленной женщине, либо стремление содействовать объединению родов и племен. И то, и другое имело место и до Ислама: "Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего... Если же он не захочет взять невестку свою, то... тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: "так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему"" (Втор. 25:5–10).
Помимо вдов, также предписывалось жениться на взятых в плен на войне девушках. - Все эти основания не исчезли ни в VII веке н.э., ни позже, и поэтому Ислам лишь ограничил число и ввел большую меру ответственности.
Что касается числа жен у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), то здесь необходимо отметить следующее. Все его браки были заключены до того, как был ниспослан аят, ограничивающий число жен четырьмя, поэтому сам Мухаммад ничего не нарушал. Единственным исключением для него было то, что, в отличие от других, которым было велено оставить не более четырех жен, а с остальными развестись, он не должен был разводиться ни с кем, ибо каков был бы статус женщины, получившей развод от самого Посланника Аллаха?
Кроме того, нужно внимательнее изучить жизнь Пророка, чтобы увидеть мотивы его поступков. Как известно, Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) много лет жил только с одной женой Хадиджей, которую он очень любил, и не брал себе других жен. После ее смерти он в течение пяти лет вообще не женился - этот факт опровергает измышления на тему его "южного темперамента".
Однако общественное положение Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) изменилось. Он стал не только проповедником религии, но и ведущим политическим деятелем, главой государства. Для консолидации разрозненных арабских племен и созидания мира между людьми и строительства единого многонационального государства необходимо было предпринимать различные шаги. В том числе, в ту эпоху это достигалось посредством "династических" браков, значение которых издревле было очень велико.
Близкий друг Пророка Абу Бакр был влиятельнейшим и почетным человеком в среде арабов. Он немало сделал для укрепления ранней мусульманской общины, и по этой причине брак его дочери Аиши с Пророком был необходим как для него, так и для главы мусульманского государства, ибо весь род Абу Бакра становился родственным Мухаммаду, и для духовно незрелых еще людей наличие родства служило символом политического объединения. И, как показали дальнейшие события, именно Абу Бакр укрепил положение молодого мусульманского государства после смерти Пророка. Но Аллах премудро устроил так, что Аиша сама полюбила пророка Мухаммада, и потому их династический брак был браком по любви и поистине счастливым.
Государственные цели имел и брак Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) с Хафсой, дочерью Умара ибн Хаттаба, который также был одним из лидеров мусульманской общины, и Рамлой - дочерью его врага, лидера мекканских язычников Абу Суфьяна. Он тоже был влиятельным человеком, игнорировать которого было нельзя.
Женой пророка Мухаммада была и коптская девушка Мария (Марьям), которую отправил к нему в наложницы византийский наместник Египта Мукавкас в знак своего уважения. Женившись на ней, Мухаммад уже думал о своем влиянии в Египте.
Государственные цели имели место и в случае женитьбы Пророка Мухаммада на еврейской девушке Сафии. Она была дочерью вождя иудейского племени Бану Надир. После сражения мусульман с иудейскими племенами при Хайбаре она попала в плен к мусульманам. В связи с тем, что она была дочерью влиятельного человека, ее передали на суд Пророка Мухаммада. Он принял ее очень хорошо и предложил ей на выбор два варианта: либо принять Ислам и остаться с мусульманами как вольной женщине, либо же уйти обратно к своему народу. Сафия выбрала первое предложение. В ответ Пророк, тронутый таким решением, предложил ей стать его женой.
В то же время некоторых своих жен Пророк брал, руководствуясь соображениями благотворительности. Наглядным примером этого является его брак с 60-летней Зайнаб бинт Хузайма. Она была женой погибшего в битве при Бадре Убайды ибн Хариса. После гибели мужа она опасалась за свою дальнейшую судьбу. Поэтому Пророк предложил ей свое покровительство, но войти в дом чужого ей мужчины женщина могла, только заключив с ним брак.
Таким образом, Коран повествует нам о творении Аллахом только брачной пары: мужа и одной жены, взятой от плоти своего мужа. Брак - естественное и здоровое состояние человека. Исламский шариат позволяет мужчине иметь до четырех жен одновременно, но это - не обязанность, не рекомендация, а только разрешение, причем, ограниченное нелегким условием: быть одинаково справедливым со всеми женами. В это входит проведение примерно равного времени с каждой женой, уделение ей и детям соответствующего внимания. Муж несет всю полноту ответственности за всех своих жен перед Аллахом, включая их религиозность, нравственность, образование, обеспечение питанием, одеждой и медицинской помощью, а также полностью отвечает за всех детей. Все жены должны также иметь раздельное жилье. При невозможности выполнить данные условия многобрачие запрещается.
Али Вячеслав ПОЛОСИН,
доктор философских наук
Материал опубликован в газете "Медина аль-Ислам", № 57,
22 – 28 февраля 2008 - с. 4.
Источник - islamrf.ru
|