Газета «Наш Мир»
Разработка космического корабля многоразового использования «Буран» и сверхмощной ракеты-носителя «Энергия» – последнее крупное достижение отечественной космонавтики. Над созданием этой системы работали около миллиона человек во всех отраслях промышленности Советского Союза.
«Энергия» при стартовой массе 360 тонн могла выводить на орбиту высотой 200 км полезный груз массой 30 тонн (вес «Бурана»). Первый запуск был осуществлен 15 мая 1987 года. В качестве полезного груза использовалась станция «Скиф» («Полюс»). У нее своя история.
В 1981 году КБ «Салют» создало космический аппарат, оснащаемый лазерным оружием по программе противоспутниковой обороны «Анти-СОИ» с последующим совершенствованием – предполагалось оснастить лазерной системой поражения ядерные головные части ракет. Новинку назвали «Скифом». Ее аналог без сложных боевых систем (для оценки динамических характеристик) имел индекс «Скиф-ДМ» (длина — 37 метров, диаметр – 4,1 метра, масса – около 80 тонн). В начале 1987-го было решено демонстрацию боевых возможностей космического аппарата не производить. В феврале того же года «Скиф-ДМ» прибыл для стыковки с «Энергией» на техническую позицию уже с откорректированной программой полета. На борту аппарата большими буквами было написано его новое имя – «Полюс».
Второй и последний запуск «Энергии», уже с «Бураном», состоялся в ноябре 1988 года.
Развал отрасли в конце 80-х поставил крест на масштабных космических планах. Между тем судьба уникального комплекса могла сложиться по-другому. По свидетельству одного из создателей системы «Энергия-Буран», «все было готово для так называемого проекта «Черная рука». «Ракета «Энергия», – рассказывает он, – избыточна для запуска челнока. Зачем же надо было ее строить, тратя столько сил и средств? Дело в том, что она требовалась для вывода в космос платформ, способных нести стратегические ракеты и их экипажи в составе двух-трех человек. «Буран» должен был челночить, менять экипаж и в случае необходимости доставлять новые боеголовки (в условиях космической радиации неизвестно было, как они себя поведут). К лету 1991 года уже подготовили абсолютно все элементы для реализации этого проекта, подчеркну – не на бумаге, а в металле. Наши платформы планировалось развесить на геостационарных орбитах над Штатами и над Европой. Суть в том, что у этих стратегических ракет не было баллистической траектории, они просто вбивались бы сверху, как гвозди, в территорию противника. Перехватить их невозможно в принципе. Все, ребята, свертывайте СОИ – и милости просим за стол переговоров».
На «Энергии» стояли самые мощные в тот момент в мире двигатели РД производства Химкинского НПО «Энергомаш». Сегодня они используются американцами. В частности, РД-180 был установлен на ракете«Атласе-V», которая два года назад вывела в космос аппарат для исследования Плутона New Horizont – самое быстроходное транспортное средство в истории человечества. Кое-кто в российском руководстве даже выдает это за свою заслугу – как же, за десять лет в адрес специально созданного российско-американского СП «РД-Амросс» из Химок отгружено 34 двигателя РД-180, благодаря такому международному сотрудничеству предприятие получает заказы, трудовой коллектив – зарплату. Но давно пора понять: надо работать не на заокеанского дядю, а развивать собственную космическую программу!
Виктор Дмитриев
|