Газета «Наш Мир»
Пост с самых древних времен был одной из важнейших составляющих аскетической жизни каждого христианина. Поэтому в предпасхальные недели перед каждым верующим встают вопросы о внешних и внутренних составляющих постной практики: как сделать так, чтобы пост стал не просто временем воздержания от тех или иных продуктов, но достиг своей истинной цели – содействовал нашему духовному росту? Каково значение поста для современного человека? Нужно ли поститься детям и как? Об этом размышляют клирики и миряне нашей Епархии.
Иерей Игорь Катаев:
Сколько ни говорят священники о том, что самое главное – это духовно-нравственная, а не "диетологическая" составляющая поста, тем не менее на каждой исповеди во время Великого поста убеждаешься, что верующие в основном делают акцент именно на последней. Люди следят больше за внешними предписаниями в отношении пищи, чем за своим внутренним состоянием: часто бывает, что люди в пост становятся более раздражительными, вроде бы и мясо не едят, но поедают своих ближних. Конечно, таким христианам хочется сказать: лучше бы вы в пост ели мясо, но не своих близких, это было бы более добродетельно перед Господом.
Есть еще один важный момент, о котором часто забывают. Алкоголь – это абсолютно постный продукт с точки зрения церковного Устава, и наш Типикон дозволяет вкушение вина в большую часть Великого поста. Конечно, при этом необходимо учитывать разницу между тем сильно разбавленным водой вином, которое пили в монастырях Востока для укрепления сил, и алкоголем, который мы пьем сейчас и который расслабляет нас в делании поста. Поэтому часто, формально соблюдая пост, мы на самом деле его нарушаем. Святитель Тихон Задонский, к примеру, предлагал заменить молоком опасное для русских монахов вино Типикона, что было бы, с его точки зрения, полезнее и телесно, и духовно.
Иерей Димитрий Симонов:
Ограничение в пище во время поста является одной из его составляющих – не самой последней, но и не главной. Протоиерей Александр Шмеман вспоминал, что в детстве он осознавал наступление Великого поста по тому, что в доме зачехляли фортепиано. Самые невинные радости в определенный момент отлагаются, и человек проживает постное время в режиме духовного максимализма, отказываясь, порой, и от вполне дозволенного. Разумеется, у каждого своя мера воздержания, помочь определить которую должен более опытный человек – священник. Будет уместно ограничить время "перед телевизором" (или вовсе его зачехлить), отложить поход в театр или на концерт, не пойти на футбол. Но необходимо самому задуматься над тем, чего в духовной жизни недостает, и постараться провести "работу над ошибками". Например, часто люди жалуются, что не удается достаточно времени уделять чтению Священного Писания и духовной литературы – в таком случае следует постараться восполнить то, на что обычно не хватает времени.
Иерей Михаил Браверман:
Я всегда говорю детям: "Во время поста вы, конечно, должны пить молоко, есть молочные продукты, которые необходимы для вашего здоровья. Самый же лучший для вас пост будет, если в течение этих сорока дней не будете употреблять в пищу шоколад и конфеты". Не скажу, что у них всегда получается, но такой настрой есть.
Детей не приучают к Церкви, не приводят к Богу через внешнее соблюдение поста. Пост подразумевает личную ответственность, личную дисциплину, детей же приводить к Богу следует через радость. Если дети готовы к посту, если они ждут его, как ждут Рождества, как ждут Пасхи, то этот период будет для них радостным. Поэтому обязанность родителей – настроить ребенка на пост, рассказать ему, что поститься – интересно, что это замечательно, что это важный этап жизни, которая состоит из чередующихся праздников и постов.
Также я бы вывел пост из рамок простого деления продуктов на "постное – непостное", так как при нынешнем уровне кулинарных технологий трудно решить, какие продукты являются постными или скоромными. Соевое мясо – постный продукт или нет? Конечно, нет, потому что постный продукт – это просто соя. Или, к примеру, самый хороший пост для многих мужчин – не пить пива. Также пост – это период, когда человек не просто отказывается от определенного вида пищи, но когда он вообще мало ест. Для меня пост – когда мало ешь, о еде не думаешь и живешь в молитвенном напряжении так, что поесть просто забываешь.
Василий Матвеев:
Помимо воздержания в пище, посещения великопостных богослужений и работы над собой, стараюсь, чтобы Великий пост стал предвкушением радости Пасхи. Для меня это не столько время очищения, сколько время ожидания и подготовки сердца. Когда в знаменитой новелле Лис пытается рассказать Маленькому Принцу, что значит "приручить", он объясняет: нужно приходить в одно и то же время, чтобы знать, "к какому часу готовить свое сердце". Круг развлечений при этом сужается сам собой, потому что почти все свободное время уходит на подготовку пасхальных мероприятий. Эти подготовительные работы, конечно, сопряжены с радостными переживаниями. Важным для себя считаю стремиться к духовной бодрости, не рассеиваться в повседневных делах и в чем-то второстепенном. Обычно во время Великого поста особенно устаешь от суеты, теряешь бодрость, поэтому очень важно мобилизовать все внутренние силы, чтобы сохранить сердечную сосредоточенность и мир в преддверии Пасхи Христовой. Иерей Александр Тиманков Иерей Александр Тиманков В современной церковной жизни пост – это исключение из своего рациона определенных продуктов. Духовный смысл поста более-менее понятен, если не размышлять о духовном "мясоеде" вне поста. "Ешь все, не ешь человека" только в пост или вообще? Если пост – духовное делание, то, что такое духовное разговение? Если же рассматривать гастрономический аспект, возникают другие вопросы: нужно ли выискивать постные продукты, чтобы еда была вкусной и полезной, или нужно есть невкусное для усиления духовной дисциплины? Что является нарушением поста? Тяжелый ли это грех? На все эти вопросы регулярно отвечают приходские священники. При этом руководствуемся мы чаще всего той традицией, в которой воспитывались сами. Назвать Типикон руководством для поста достаточно тяжело, так как по нему практически никто не постится. Все эти вопросы ждут современного богословского осмысления и практических выводов.
Юлия Рубцова:
Конечно, пост – это не просто диета. Скажу как мама: ребенку, который ходит в детский сад или школу, очень трудно, практически невозможно соблюсти внешние предписания о посте. Поэтому лично я стараюсь объяснить дочери, что это время воздержания, предлагаю ей воздержаться от лакомств, от чего-то вкусненького: мы в пост не едим мороженого, стараемся не есть конфет. Если мы куда-то идем, эти прогулки должны быть не развлекательными, но содержательными: например, музей – допустим, театр – не стоит. И самое трудное – что намного сложнее, чем воздержание в пище – стараемся не обижать друг друга. Над этим и трудимся особенно во время Великого поста.
Иерей Владимир Хулап:
Сегодня в среде верующих людей почти напрочь забыта одна из важнейших изначальных составляющих христианского поста. Пост – это особо благоприятное время для совершения дел милосердия, для обращения не только к себе, но и к ближним, которые остро нуждаются в нашей помощи. В древности христиане постились количественно, то есть отказывались от завтрака и обеда и отдавали оставшуюся еду или сэкономленные деньги бедным, сиротам, вдовам – либо напрямую, либо принося все это епископу, который распределял эти средства среди нуждающихся членов общины. Сегодня в окружающем нас мире так много социально незащищенных людей – тех, о ком говорит Христос в описании Страшного суда. Не случайно именно это повествование читается в храмах перед началом Великого поста. Было бы замечательно, если не только каждый верующий, но и наши приходы оглянулись бы в это время вокруг себя, чтобы понять, кому нужна наша помощь. Речь не идет о каких-то масштабных благотворительных проектах – ведь даже небольшой знак внимания, доброе слово, посильная лепта сделают нашу пасхальную радость сугубой.
Источник: Вода живая (3,2008)
|