Среди уходящей недели глава Государственного комитета по делам молодежи Василий Якеменко высказал оригинальную идею: с целью улучшения демографической ситуации надо поощрять ранние браки.
Действительно, демография в России оставляет желать много лучшего. Ученые предсказывают, что в ближайшее время прекратится временное увеличение числа женщин в наиболее плодовитом возрасте, и, как следствие, рождаемость, сейчас не обеспечивающая даже простого воспроизводства населения, упадет еще сильнее. На вопрос «кто виноват?», месяц назад успешно ответили наши депутаты. На второй великий русский вопрос – «что делать?» — на днях в Санкт-Петербурге ответил новый молодежный лидер. «Нам нужен культ раннего брака: показать, что ранний брак — это модно, выгодно и популярно», — заявил он.
А вот цитата из Пушкина – готовый сценарий для рекламного видеоролика:
«Да как же ты венчалась, няня?»
- Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
И с пеньем в церковь отвели.
И верно ведь, в пушкинские времена с рождаемостью все было в порядке – даже при чудовищной детской смертности она обеспечивала прирост населения. Так, может, прав Якеменко? Организация принудительных молодежных браков в двухнедельный срок силами института специально обученных федеральных свах определенно должна помочь.
К сожалению, расходы на пропаганду деторождения не оправдываются ни в одной стране мира. Так, например, Финляндия, Швеция и Дания тратят на государственную семейную политику почти по 4% ВВП. Результат заметить невооруженным глазом пока трудно. А если отечественная демографическая реклама будет такой же тупой, как сейчас – рождаемость может и понизиться. Но с точки зрения освоения бюджетных денег значения это, конечно, не имеет. По телевидению сегодня крутится ролик про семейство Птицыных, где идеалом провозглашается беременная невеста. Боюсь, что попытка доказать, что брак «по залету» — это модно, выгодно и популярно, не самая умная идея. Такие браки, как показывает статистика, распадаются особенно часто. Впрочем, кому до этого есть дело? Ребенок-то родился, государственная программа выполнена.
Статистика распада ранних браков тоже не радует. И стремление улучшить демографическую ситуацию тут не при чем — это всего лишь неумение предохраняться от нежелательной беременности. Да-да, к ужасу господина Якеменко беременность не всегда оказывается желательной. Большинство молодых людей, когда у них есть выбор, предпочитают сначала «встать на ноги», получить образование, найти достойную работу. К счастью, Василий Григорьевич потворствовать этим мещанским настроениям не собирается: «Девушки, отвечая на вопрос, собираются ли они рожать, заявляли, что собираются, но когда у них будет образование, состоявшаяся карьера и нормальный муж. Не будет такого никогда!». Вот это по-«нашему», по-государственному. И далее: «Есть мировая статистика: чем меньше денег, чем меньше квартира, чем дурнее муж, — тем больше детей. Это демографическая политика».
Так вот ты какая, наша демографическая политика! Ну что ж, это все легко устроить, даже 1% ВВП тратить не придется. Маленькие квартиры обеспечит ипотека по зверским процентам, много денег молодежи и так никто платить не собирался (а зачем, в соответствии с предыдущим опытом Якеменко, платить людям, готовым плясать под чужую дудку за бесплатную сим-карту и билетик в кино?). Девушек лишим образования путем повышения цен на обучение, а сделать мужей дураками поможет поголовный призыв в ряды Вооруженных Сил. Собственно, все это уже делается, только результата не видно. Возможно, выделение бюджетных средств Государственному комитету по делам молодежи на программу «Ранний брак» сдвинет дело с мертвой точки.
Искренне заботясь о благосостоянии молодежных комитетчиков, можем предложить им для освоения еще более перспективную идею – федеральный проект «Неравный брак». Известно, что талантливые дети чаще всего рождаются в семьях, где мужу лет 40-50, а жене — около 20-ти. С другой стороны, пятидесятилетние мужики, в самом еще соку, вырастили уже взрослых детей и бесполезно простаивают в стойлах с вышедшими из детородного возраста женами. Необходимо объяснить им, что неравный брак – это модно, выгодно и популярно. Бросив жену и заключив союз с молодой девушкой, они принесут несомненную пользу державе. Что до старых опостылевших жен, то они свое дело сделали, и нужны государству еще меньше, чем мать-одиночка Птицына. Представляете движение «Брак державный – всегда неравный» под девизом «Седина в голову – бес в ребро»? Дух захватывает от перспектив.
А если говорить серьезно, то одну из главных причин демографических проблем в России объяснил сам молодежный лидер Якеменко. Объяснил, но не понял: «Когда молодой человек требует повышения стипендии, поддержки государства, получения более выгодных условий для покупки жилья, то становится непонятно, что он такого сделал для того, чтобы его поддерживало государство?.. Мне показали якобы лучшую школу по воспитанию кадетов. На первом месте у них стояла карьера, затем семья, а потом деньги. Государства не было ни на каком месте!». В этом-то и причина. Пока Якеменко и его сотоварищи будут требовать от молодых, чтобы государство в их системе ценностей почему-то стояло прежде семьи, а сами от имени этого государства будут отказывать в поддержке, даже самые дурацкие задумки не повысят рождаемость.
Росбалт.ру
|