Газета
«Наш Мир»
22 марта народы востока отмечает праздник весны - Навруз. По традиции, его начинают праздновать со дня весеннего солнцестояния и продолжают провожать зиму еще 13 дней. Эти 13 дней люди прощают друг друга. Считается, что, благополучие последующего года зависит от того, сколько добра сделает человек за 13 дней праздника.
Сложилось мнение, что Навруз является мусульманским праздником, однако это не так. Навруз имеет скорее характер светского праздника. Тем более, что Навруз отмечают и якуты, которые не являются мусульманами по вероисповеданию. Большинство мусульман мира Навруз не празднуют.
Навру́з (Новруз, Нооруз, Наурыз, Наврез) (перс. نو روز - Now ruz) является праздником весны и начала нового года у иранских и тюркских народов. Название Навруз (перс. نو روز - Now ruz) в переводе с персидского языка означает «новый день».
Отмечается праздник в день весеннего равноденствия: 21 и 22 марта в Иране, республиках Средней Азии и Закавказья, в Казахстане. Навруз является началом года также по календарю бахаи.
Весенний новогодний праздник равноденствия Навруз, возникнув в Хорасане более 3000 лет назад, почти одновременно с возникновением земледелия, распространился по всем сопредельным странам. Корни Навруза уходят в зороастризм. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Фирдоуси, служивший при дворе Саманидов и Омар Хайям, связывали возникновение Навруза с именами легендарных иранских царей Джамшида, Каюмарса и других.
Навруз был упразднён советской властью в 1926 году и заново возрождён в Азербайджане 1967 году. Например, в Казахстане дата 22 марта приобрела официальный статус государственного праздника Казахстана 15 марта 1991 году после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны - Наурыз мейрамы». Статус государственного праздника Навруз имеет в Азербайджане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане.
По древнему персидскому обычаю, до наступления Навруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами.
На праздничный стол складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является суманак - блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
Традиционным ритуалом в Навруз является составление хафт сина. Хафт син состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы С (S or Sîn (س) в персидском алфавите).
Осетины являются ираноязычным народом, однако праздник Навруз они не отмечают, т.к. предки осетин не были знакомы с зороастризмом. Однако слово «новруз», что на персидском означает «новый день» имеет этимологические следы и в осетинском языке. Индо-иранский корень «now» сохранился и в осетинском языке в слове «нæуæг» - новый. А корень «руз» сохранился в таких словах, как «рухс» - свет, «рудз-ынг» - окно.