Газета «Наш Мир»
В столице Сенегала Дакаре 13 марта открылся 11-й саммит Организации Исламская Конференция (ОИК). В его работе приняли участие 37 глав государств мусульманских стран. Форум проходил под лозунгом "Ислам в XXI веке", а его основной целью стала модернизация ОИК.
Как заявил в преддверии форума генеральный секретарь ОИК Экмеледдин Ихсаноглу, эта организация сейчас переживает ключевой момент в своей истории. Главы государств должны утвердить новый устав взамен старого, принятого еще в 1972 году. "С тех пор обстоятельства сильно изменились, мы больше не живем в биполярном мире в условиях холодной войны", – сказал генсек ОИК. Ранее главы МИД исламских государств согласовали новый проект устава, призванный сделать работу этой крупнейшей в исламском мире организации более эффективной. Наиболее спорными вопросами в действующем уставе были критерии вступления в ОИК новых членов и получение статуса наблюдателя, а также декларация по праву народов на самоопределение. По подавляющему большинству вопросов удалось найти компромиссные решения.
Кроме того, на утверждение саммита должна быть представлена резолюция по "облегчению долгового бремени самых бедных государств" в исламском мире.
Центральные внешнеполитические темы на саммите вполне традиционны – палестинская проблема, положение в Ираке и Ливане, ситуация в Иране, Сомали и суданском Дарфуре. Предметом отдельного обсуждения стала проблема роста "исламофобии" в западных странах.
Россию на саммите ОИК представлял министр иностранных дел Сергей Лавров. В адрес участников и гостей форума направил приветственное послание президент России Владимир Путин. "Мы с удовлетворением отмечаем, что после получения нашей страной статуса наблюдателя в Организации Исламская Конференция конструктивное взаимодействие между нами и мусульманскими государствами приобрело новую динамику", – отметил в своем послании глава российского государства.
В преддверии саммита ОИК в Москве состоялась презентация книги, посвященной истории взаимоотношений России с этой влиятельной международной организацией. Сборник документов "Россия и Организация Исламская Конференция", изданный под эгидой Совета муфтиев России и Центра арабских и исламских исследований и при участии Центра партнерства цивилизаций МГИМО (У) МИД России, подробно рассказывает о том, как складывались отношения нашей страны с ОИК.
Как известно, первые отдельные контакты нашей страны с этой организацией, созданной в 1969 году, начались в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века. Однако на тот момент они были серьезно осложнены советским военным присутствием в Афганистане, которое вызвало во всем мусульманском мире негативную реакцию. Тем не менее во взаимоотношениях СССР с ОИК присутствовали и определенные позитивные моменты. В частности, генеральный секретариат ОИК всегда позитивно откликался на обращения Москвы оказать содействие в деле освобождения советских военнопленных.
Особенно активизировались связи России с ОИК в последние годы ХХ века. Крупнейшими вехами в истории взаимоотношений России с ОИК стали август 2003 года и июнь 2005 года. В августе 2003 года президент России Владимир Путин, находясь в Малайзии с официальным визитом, впервые заявил о том, что Российская Федерация хотела бы присоединиться к работе ОИК. Эта инициатива главы российского государства нашла понимание среди большинства стран – членов организации, несмотря на определенные сложности, связанные, главным образом, с чеченской проблемой. Кроме того, некоторые государства, не выступая прямо против России, высказывали опасения, что ее пример может послужить прецедентом и для других неисламских стран, также имеющих значительное мусульманское меньшинство.
Тем не менее Владимир Путин получил приглашение от премьер-министра Малайзии Махатхира Мохаммада принять участие в работе Х саммита ОИК в качестве почетного гостя. Встреча глав государств и правительств исламских стран состоялась в Куала-Лумпуре в октябре 2003 года.
В ходе своего выступления на саммите Владимир Путин четко обозначил приоритеты российской внешней политики в отношении мусульманских стран. По его словам, "сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики". Саммит принял специальную резолюцию, в которой приветствовалось намерение Москвы расширить сотрудничество с ОИК.
Второй важной вехой в истории связей России и ОИК стал июнь 2005 года, когда в ходе 32-й сессии министров иностранных дел стран – членов ОИК в Сане (Йемен) было единодушно принято решение о приеме Российской Федерации в ОИК в качестве наблюдателя. Это было политическое решение колоссальной важности.
Следует отметить, что многие мусульманские страны последовательно отстаивали необходимость подключения России к ОИК, более того, некоторые даже предлагали сразу принять Россию в члены этой организации. По их мнению, прием России в ОИК будет способствовать укреплению влияния исламского мира в целом, консолидации его рядов и повышению престижа организации.
Вступление России в ОИК было с воодушевлением воспринято и мусульманской общиной России, численность которой составляет порядка 20 млн. человек.
Обо всем этом, а также о многих других событиях, связанных со взаимоотношениями России с ОИК, и рассказывают документы, обнародованные в представленной в Москве книге. Кроме того, в сборник вошли материалы трех заседаний Группы стратегического видения "Россия – Исламский мир". Она была создана в конце 2005 года. Россию в ней представляет бывший премьер-министр Евгений Примаков. В составе группы представители почти двадцати мусульманских стран: три бывших премьер-министра, пять экс-министров, несколько советников руководителей исламских стран, три видных богослова.
Группа стратегического видения обсуждает многие вопросы отношений России с исламским миром, проблемы совместной борьбы с экстремизмом. Особый акцент делается на необходимости разработки новых принципов партнерства цивилизаций. На трех встречах Группы – в Москве в марте 2006 года, в Казани в августе 2006 года и в Стамбуле в феврале 2007 года – были рассмотрены актуальные проблемы современной действительности и намечено осуществление ряда совместных гуманитарных проектов.
|