Газета «Наш Мир» Духовное Управление Мусульман Казахстана возглавляет человек незаурядный, а главное — всесторонне образованный. А в такой стране как наша, по-другому и нельзя. В 21 веке Казахстан переживает духовное возрождение, исламский ренессанс. Мы наблюдаем это, мы участвуем в этом, и нам повезло. Наша зрелость пришлась именно на этот период — период перехода из одного состояния в другое, из безверия и космополитизма обратно к истокам и патриотизму. Обратно к Богу. И очень важно, чтобы в такой переломный момент, как говорится, на стыке эпох, религиозной сферой большой страны ведал человек, чье религиозное, духовное начало успешно гармонировало с блестящей светской образованностью и деловыми качествами. У Верховного муфтия РК Абсаттара хаджи Дербисали огромное и хлопотное «хозяйство». Быть крепким руководителем и одновременно духовным наставником миллионов казахстанских мусульман, дело не из легких. — Глубокоуважаемый Абсаттар хаджи, Ислам на подъеме, и в Казахстане сей факт, неоспорим. Чем выражается эта динамика и какова роль Духовного Управления в этом процессе? — Сегодня в Казахстане зарегистрированы в качестве филиалов ДУМК 2225 мечетей, а в 2000 году нам подчинялось всего лишь 284 мечетей. Остальные существовали сами по себе. Сами решали, какого религиозного направления им придерживаться, сами назначали имамов. В общем, была полная неразбериха в религиозных делах. Мы в течение 8 лет постоянно проводили большую разъяснительно-пропагандистскую работу. Таким образом, сегодня 99,9% мечетей работают под началом ДУМК, так как этого требует закон и интересы мусульман страны. — Значит ли это, что снимать и назначать имамов мечетей — это исключительная прерогатива Верховного муфтия? — Конечно. По требованиям Шариата и устава ДУМК, никто не может стать имамом кроме как по официальному назначению Верховного муфтия по республике. — Быть имамом высокая честь и не менее высокая ответственность — ответственность перед людьми. В последнее время остро стоит вопрос, так сказать, профессионального соответствия и образования имамов, которые, на мой взгляд, должны быть не просто знающими людьми, но и в высшей степени благонадежными государственниками. Как решается эта важная задача? — Решается, и вполне успешно. В 2001 году мы открыли Исламский институт повышения квалификации имамов, аналогов которому нет во всей Центральной Азии. В этом деле мне помог большой многолетний личный опыт педагогической работы. В течение 20 лет я преподавал в Казахском Государственном университете им. Абу Насра аль-Фараби, там же существует институт повышения квалификации работников высшей школы. Вот и пришла такая мысль в голову. Почему бы, например, не организовать что-то подобное для религиозных работников, если можно так выразиться, работников высшей духовной сферы. С помощью Всевышнего Аллаха сегодня в этом институте прошли подготовку 511 действующих имамов разного возраста от 30 до 70 лет. Кроме этого, нами была проведена аттестация на профпригодность всех казахстанских имамов, а это огромный, колоссальный труд. У нас есть аттестационная комиссия. Они и занимаются этим. — Какие требования предъявляются будущему имаму, перед тем как доверить ему работу с верующими? — Прежде всего, конечно знания. У него должно быть базовое религиозное образование. Если нет высшего образование, то медресе за плечами должно быть обязательно. Хочу отметить, что в 2001 году по нашей инициативе и при активной поддержке Главы Государства Н. А. Назарбаева, был открыт Египетский университет Исламской культуры «Нур-Мубарак», преподавателями которого являются известные ученые Египта и нашей страны. За период с 2001-2007 годов получили религиозное образование 145 студентов. Они сейчас плодотворно работают имамами в мечетях по всей республики. Лучшие выпускники отправляются на стажировку в Египет, после чего им представляет работу ДУМК. Кстати, следует отметить, что при поддержке Президента в Астане и Шымкенте мы открыли среднеспециальные религиозные учебные заведения (медресе). В Астанайском медресе сейчас учатся 45 студентов из северных и восточных областей Казахстана. Там также не хватает образованных имамов. А в Шымкентском медресе обучаются 100 учеников. Срок обучения в медресе 2 года 10 месяцев. Так что требования высокие. Имам сегодня должен быть не просто богословом, но и историком, филологом, экономистом, и, наконец, патриотом. Он должен быть грамотным и развитым человеком. — Раньше говорили, что некоторые мечети в городе Алматы неофициально были поделены на так называемые течения и сферы влияния? А как сейчас обстоят дела? — У нас испокон веков исповедуется Ислам суннитского толка ханафитского мазхаба. 1250 лет как наши деды и прадеды приняли это вероучение, так мы его и придерживаемся и будем придерживаться всегда! Сегодня мечеть — это не отдельное государство, в котором можно проповедовать любую понравившуюся религиозную концепцию, а это подотчетное и подконтрольное нам Ведомство не только в идеологическом плане, но и во всем остальном. — По долгу службы Вы нередко видитесь с Президентом, разговариваете с ним, общаетесь… Как Вы думаете, какое место в жизни Нурсултана Назарбаева занимает Ислам и опирается ли он на эту религию, думая о будущем Казахстана? — Наш Президент представитель исламской культуры. Но, в то же время, он избран всем народом Казахстана. Поэтому он думает и заботится обо всех. Конечно же, он как высокообразованный, высококультурный человек многое делает и для Ислама. Со времен существования нашего государства, эта религия всегда являлась единственно главенствующей в сердцах казахского народа. Еще со времен караханидов — это наш единственно верный путь. Исламу в Казахстане уже 1250 лет. — Сегодня в так называемой оппозиционной прессе, в частности в газете «Свобода слова» как единая позиция оппонентов власти, настойчиво продвигается и пропагандируется идея о возрождении тенгрианства, как единственно верной для казахов религии, религии номадов. Что можете сказать по этому поводу? — Да что тут говорить! Я, прежде всего, хотел бы спросить идеологов тенгрианства — есть ли у вас Книга, есть ли Пророк? Есть ли учение? Нет и не будет! Зачем тогда сказками вводить людей в заблуждение. Повторяю, наш путь — Ислам, традиционный Ислам ханафитского мазхаба, самый умеренный и демократичный. Ислам в течение 14 веков призывает все человечество, не разделяя людей на национальные признаки и расовую принадлежность к миру и единству, терпению и чистоте, являясь религией Единого Всевышнего Аллаха. С момента появления на историческую арену весь мир признает, что Ислам является неиссякаемым источником науки, знания, культуры и цивилизации. Ислам дал всему миру таких мудрых и великих ученых как Аль-Фараби, Ибн Сина, Абу Райхан ал-Беруни, Улыкбек, Мухаммед Захир ад-Дин Бабур и Мухаммед Хайдар Дулати. Как сказано было выше, со дня прихода Ислама на казахскую землю, исполнилось двенадцать с половиной веков. С тех пор наш народ придерживается юридическо-богословской школы основанной таким выдающимся ученым исламской юриспруденции, как Абу Ханифа Нугман ибн Сабит. Этот путь выбрал в себя все лучшие гуманные ценности человечества.В настоящее время этого благословенного пути придерживаются около 48% мусульман всего мира, которая составляет ¼ часть населения земли. Остальные 52 % приходится на долю других трех школ. Ханафитское направление широко распространено в основном в Афганистане, Пакистане, Индии, Турции, Россиской Федерации (Татарстане, Башкирии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии), Восточном Туркестане, Средней Азии и Казахстане. Из этих 4-х школ самая умеренная и близкая к природе и душевным особенностям нашего народа, избранная нашими предками — школа ханафитов. Преимущества принадлежности одного направления в Исламе — единство и сплоченность народа. И это является единственной причиной того, что в течении многих веков в Средней Азии и Казахстане не было конфликтов на религиозной почве. Потому что единство в богослужении не создает фундаментального искажения в мировозрении. Ханафитская школа выделяется демократичностью взглядов и облегченностью богослужения по сравнению с другими школами. Еще одной причиной принятия нашим полукочевым народом этой школы является близость ее канонов к духовным ценностям и мировозрениям казахов. Согласно правилам ханафитской школы, если кто-то уверовал в единство Всевышнего Аллаха и признал пророчество Мухаммеда, , правдивым, поверив в это всем сердцем и выразив языком, то он является правоверным мусульманином. ДУМК и мечети Казахстана придерживаются ханафитского направления. Это говорит о том, что ДУМК способствует укреплению единства и сплоченности, дружбы и согласия между народами. — Был ли у Вас разговор с Президентом о том, что бы придать Исламу статус официальной, государственной религии Казахстана? — Казахстан — светская страна и религия в нашей стране отделена от государства. Но, как вы понимаете, это не значит, что Ислам находится где-то на задворках общества. Вы сами видите, как возрождается духовность в умах и настроениях народа, а это значит, что Ислам давно является религией подавляющего большинства казахстанцев. Сегодня главный мусульманский праздник Курбан-айт официально отмечается в стране, как и Православное Рождество. Все это лишний раз доказывает то, что в нашей стране светская и духовная составляющие не противоречат друг другу, и Казахстан в этом смысле уникален. Кстати, еще в 1921 году, в Оренбурге в Казахском правительстве был рассмотрен вопрос о статусе мусульманских религиозных праздников, и до 1926 года дни празднования Ораза -айта и Курбан-айта в советском Казахстане были выходными. Благодаря нашей последовательной работе «Лайлату-ль-кадр» — «Ночь предопределения», «Маулид» — день рождения Пророка Мухаммеда,, отмечаются повсеместно. Хочу отметить, что такие праздники сплачивают мусульман Казахстана, укрепляют единство и братство наших единоверцев. Наша цель — мир, согласие в нашем доме — Казахстане, спокойствие и взаимоуважение между нациями и народностями, конфессиями, расцвет и духовное возрождение, развитие нашего миролюбивого государства. — В Казахстане действуют псевдорелигиозные секты и сомнительные организации, называющие себя исламскими. Как Вы считаете, не пора ли пересмотреть действующий закон о свободе вероисповедания, не слишком ли он лоялен? — Да, как раз по этому поводу недавно было опубликовано мое объемное интервью газете «Егемен Казахстан», в котором я указал на существующие недостатки в устаревшем законе о свободе вероисповедания. Ведь деятельность религиозных сект, прежде всего, затрагивает безопасность государства. Поэтому, закон этот нуждается в пересмотре и поправках. С этим и другими вопросами я выступал с докладом на совместном заседании обеих палат парламента предыдущего созыва и получил одобрение. Дело пошло, но Конституционный Совет, к сожалению, приостановил эту инициативу. Но мы на этом не остановились, а продолжали выходить с предложениями. Сейчас очередное предложение находится на рассмотрении в комитете по делами религии. Надеемся, продвижение будет, разного рода сектанты перестанут свободно расхаживать по улицам и сбивать людей с истинного пути. При этом, мы без дела не сидим, работаем, ведем религиозно-просветительскую работу. По нашим данным, на сегодняшний день так называемая прозелитическая деятельность сектантов приостановилась, и я думаю, что со временем пойдет на убыль, так как повсеместно с помощью Всевышнего возрождается и укрепляется традиционное исламское мировоззрение в сознании нашего народа. — Меня часто спрашивают, почему до сих пор в Казахстане нет ни одной профессионально сделанной, компетентной телевизионной передачи, посвященной Исламу. Как сегодня идет популяризация Ислама в средствах массой информации? — Конечно, не использовать такой огромный информационный ресурс, как телевидение, просто непозволительно. Недавно мы провели переговоры с руководством телевизионного канала «Казахстан» о выделении нам эфирного времени. Они не против, вопрос рассматривается. Я думаю, такая передача в скором будущем в анонсах программ появится. — В отношении других СМИ работа тоже ведется. У муфтията давно функционирует свой Интернет сайт www.muftyat.kz. Мы выпускаем газету «Ислам және өркениет», тираж которой достигает 50-ти тысяч экземпляров, журнал «Иман», тиражом 8 тысяч, планируем увеличить его до 10 тысяч. Издаем книги. Вот и ваша замечательная газета «Наш Мир» выходит… Пользуясь случаем, хочу пожелать вашему изданию больших творческих успехов и побед. Мне кажется у «Нашего Мира» большое будущее. — Спасибо. Наша газета издается на русском языке. При всем уважении к государственному языку, мы все же стараемся не забывать о русскоязычной части мусульманского сообщества. Как известно, во всех мечетях Казахстана проповеди ведутся на казахском и арабском языках. Нет ли в этом ущемления прав русскоязычных мусульман, и как можно решить этот вопрос? — Конечно, знать языки — это очень хорошо, мы это приветствуем. Но нам наверно не надо забывать и о том, что настало время возрождения наших традиций, религии и языка нашего суверенного государства. И мы глубоко убеждены в том, что не только в сфере религии, но и в других учреждениях нужно вкладывать лепту в развитие казахского языка. Язык говорит о многом. Без него невозможно познать народ, его культуру, обычай. Но в тоже время, мы думаем и о наших русскоязычных единоверцах. Есть среди работников духовной сферы и те, кто свободно владеет им и может вести проповеди и наставления на русском языке. Беседовал Айдар КАИПОВ |