Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Влияние исламских монет на русскую монетарную систему
Газета "Наш Мир"
Газета «Наш Мир»

На протяжении нескольких столетий исламские монеты составляли основу русской монетарной системы. В первые годы существования славянского государства главной монетой, циркулировавшей в Киеве, были поступавшие из-за рубежа Аббасидские и Саманидские дирхемы. После татаро-монгольского вторжения 1237-1240 гг. монеты из Золотой Орды стали неразрывно ассоциироваться с Русью и оказали влияние на позднейшие монеты уже независимой Руси. Дирхем, куна и первые русские монеты

С конца 7 – начала 8-го века н.э. варяги, викинги, мигрировали из Скандинавии на юг, к Черному морю, основывая по пути многочисленные торговые города и поселения. Согласно русским летописям, варяжский витязь Рюрик (Хрорекр) возглавил экспедицию на территорию современной Старой Ладоги (вблизи Новгорода) и захватил город в 862 г.н.э. Однако последние археологические находки свидетельствуют о том, что скандинавские племена пришли в этот регион еще в 750 г.н.э. Варяги переместились на юг, осели на территории современной Украины, основав Киев, и вскоре начали торговать с местными славянскими племенами – в частности, с соседними волжскими булгарами и хазарами, которые посредством торговых связей имели доступ к серебряным копям саманидов в Центральной Азии.

Затем Саманидские дирхемы текли на запад, и варяги возвращали их в Скандинавию через Киев. Вследствие этого Саманидские дирхемы в больших количествах находят в Киеве и его окрестностях и на пути в Скандинавию. Наиболее древние исламские дирхемы, найденные в Киеве, относятся к Аббасидским дирхемам, хотя более старые Сасанидские драхмы, датируемые 4-7 вв.н.э., также часто встречаются среди других более распространенных исламских монет. Дирхемы, принесенные в Киев и его окрестности, являлись основной монетой средневековой Руси на протяжении нескольких столетий.

Ученые периодически обнаруживают и другие – помимо Аббасидских и Саманидских – дирхемы, включая монеты местного производства. Например, монеты в Аббасидском стиле, на которых выгравировано название монетного двора Ард аль-Хазар, были отчеканены хазарами около 830-840 гг. н. э. / 220-230 г.х. Волжские булгары также изготавливали монеты, основываясь на образце Саманидских дирхемов. На всех этих монетах выгравированы имена Сувер или Булгар, и выпущены они были в период правления местных властителей: Ялтавара (до 338 г.х./949 г.н.э.), Талиба бин Ахмада (338-347 гг.х./949-958 гг.н.э.) и Михаила бин Джа’фара (после 347 г.х./958 г.н.э.). Кроме того, волжские булгары чеканили дирхемы, содержащие на своей поверхности тамги, а также даты и названия их прототипов. Вдобавок к этому некоторые черты Аббасидских и Саманидских дирхемов можно найти в киевских княжеских тамгах и других символах власти.

Именно по стандарту исламских дирхемов чеканили первые киевские монеты, сребреники. Впервые они были отчеканены в конце 10 в.н.э. великим князем киевским Владимиром, и представляют собой первые чисто русские монеты. В 988 г.н.э. Владимир принес на Киевскую Русь христианство. С появлением христианства многие аспекты русской культуры претерпели изменение – и монетное дело не является исключением.

В тот же период в незначительном количестве начали циркулировать византийские монеты – серебряные милиарезии, которые терялись в море дирхемов. Ввозившиеся из-за рубежа византийские монеты обеспечили стилистическую основу независимого монетного дела в Киеве, хотя масштабы их обращения были не сравнимы с масштабами обращения дирхем. Однако, многие сребреники были сильно повреждены. Несмотря на то, что удалось идентифицировать более ста разрозненных частей, наука обладает сведениями лишь о незначительном числе этих монет (Спасский и Сотникова приводят сведения о 335 сребреников всех видов). Представляется, что монеты были выпущены в достаточно больших количествах, но их чеканили из серебра низкого качества, в результате чего они получили меньшее распространение по сравнению с исламскими дирхемами высшего качества и вскоре вышли из обращения. В восточном Крыму, а именно – в Тьмутаракани, в течение непродолжительного периода времени было налажено производство копий византийских милиарезий крайне низкого качества.

Несмотря на ранний опыт выпуска славянских монет, исламские дирхемы оставались основным средством обращения, и, как следствие, вся система расчетов развивалась на их основе. Разнообразные виды расчетных курсов, которые использовались в средневековой Руси, известны по литературным первоисточникам – в основном, по Повести временных лет (которую часто называют главной русской летописью), а также по берестяным грамотам, обнаруженным в ходе археологических раскопок.

Двумя главными денежными расчетными единицами были гривна и куна. Куной называли любую серебряную монету, находившуюся в обращении, - в частности, Аббасидские и Саманидские дирхемы. Под гривной подразумевалась как расчетная, так и весовая единица. Первоначально большие количества кун измерялись гривнами. Помимо гривны и куны, также использовались резана и векша (или веверица) – части куны. Соотношение этих денежных единиц в 10-12 вв. было следующим:

1 серебряная гривна = 20 ногат = 25 кун

1 ногата = 5 кун

1 куна = 1 дирхем = 2 резаны = 6 векш

1 резана = 1/2 дирхема = 3 векши

1 векша/веверица = 1/6 дирхема = 1/6 куны

Во второй половине 10 в.н.э. приток дирхемов в Россию прекратился. Точные причины “серебряного голода” не вполне известны, кроме того, ведутся дебаты по вопросу о том, имел ли место серебряный голод вообще. Представляется, что торговля варягов с волжскими булгарами, хазарами и династией Саманидов в Центральной Азии вызвала катастрофический отток серебряных монет высокого качества из богатой серебром долины Панджир. Несмотря на то, что рудники отличались обильностью, торговля выкачивала из долины огромное количество серебра. Начиная с первой половины 10 в.н.э./начала 4 в.х. Саманиды, их вассалы Баниджуриды и их преемники Газнавиды начали чеканить серебряные дирхемы низкого качества в очень широких масштабах, превосходивших выпуск “нормальных” дирхемов из серебра высокого качества на некоторых монетных дворах. В результате в Киевскую Русь поступало мало монет хорошего качества, что повышало спрос на более качественные серебряные дирхемы.

Летописи и свидетельства того времени упоминают два различных расчетных курса: ногата приравнивалась к одному полновесному дирхему высокого качества, или же традиционная куна приравнивалась к дирхему низкого качества, срезанному или изношенному, что, по всей вероятности, отражало недостаток качественных монет на Руси.

В 11 в.н.э. появилась серебряная гривна (в форме слитка, весившего около 160-200 г). Однако с самого начала гривна серебра отличалась по весу от гривны кун. К 12 в.н.э. 1 серебряная гривна была эквивалентна 4 гривнам кун, а соотношение этих двух единиц изменилось следующим образом:

1 гривна серебра = 4 гривны кун = 8 ногат = 20 кун

1 гривна кун = 2 ногаты = 5 кун

1 ногата = 1 дирхем (хорошего качества) = 2,5 кун

1 куна = 1 дирхем (низкого качества) = 2 резаны = 6 векши

1 резана = 3 векши

1 векша/веверица = 1/6 куны

Этот расчетный курс широко применялся вплоть до 15 в.н.э.

Перед своей смертью в 1015 г., Владимир разделил свои земли (Киевскую Русь) на десять княжеств, предназначавшихся его сыновьям, при этом правитель Киева получал титул великого князя. После смерти Владимира Киевская Русь вступила в эпоху междоусобиц. Один из его сыновей, Святополк, захватил Киев и убил троих своих братьев для того, чтобы ограничить число претендентов на престол, из-за чего и получил прозвище “Окаянный”. Старший сын Владимира, Ярослав, отвоевал Киев в 1019 г., прибегнув к помощи скандинавских наемников, и разделил Киевскую Русь между собой и единственным оставшимся в живых братом, Мстиславом. Это ознаменовало начало децентрализации власти в Киевском государстве, и вскоре оно вступило в период упадка. В 1169 г. князь Суздальский, Андрей Боголюбский, переместил престол великого князя во Владимир, столицу Суздальского княжества. Торговля, в небольших масштабах осуществлявшаяся в 12-13 вв.н.э., прекратилась после татаро-монгольского вторжения в 1237-1240 гг.

Золотая Орда и деньга

С приходом к власти на востоке Чингисхана, монголы начали свой поход через степи к Киевской Руси. Эта новая угроза впервые появилась на киевской территории около 1223 г., когда монгольский отряд разбил объединенные войска русских и половцев. Только после смерти Чингисхана Золотая Орда обозначила свое присутствие снова. Огромные полчища, возглавляемые внуком Чингисхана Батыем, сначала ударили по Рязани в 1237 г., после чего захватили и разрушили Киев в 1240 г., положив конец силе и влиянию Киева раз и навсегда и ознаменовав конец славянской независимости в регионе.

После падения Киева в 1240 г. Русь превратилась в конгломерат вассальных княжеств, подконтрольных Великому хану. Новгород избежал монгольского гнева, только подчинившись власти Великого хана без боя. В 1253 г. в Сарае (на территории современной Казани) была построена столица, из которой Великий хан управлял империей. Все князья были подотчетны великому князю владимиро-суздальскому, который, в свою очередь, подчинялся посланникам Великого хана. Несмотря на свой устрашающий, автократический и разрушительный характер, Золотая орда, как правило, оставляла местные дела на усмотрение соответствующего князя при условии, что дань поступала в нужном объеме и вовремя. Период монгольского правления, который также называют татаро-монгольским игом, отделил Русь за исключением Новгорода от остальной части Европы. Благодаря своему выгодному расположению у Балтийского моря, Новгород осуществлял торговлю со многими европейскими государствами, включая Ганзейскую лигу.

Золотая орда правила Русью в течение более чем двух столетий. Однако внутренние распри и расколы постепенно ослабляли власть Орды. Когда это произошло, местные князья начали бороться за контроль над соседними территориями. Одно из княжеств опередило соперников – и это было Московское княжество. Основанная в 1147 г. Юрием Долгоруким, Москва постепенно добилась доверия со стороны монголов, завоевав право на сбор налогов и дани для Хана.

В отношении монетного дела период татаро-монгольского ига считается “безмонетным”. Русских монет не чеканили. После того, как Золотая Орда утвердилась на Руси, на некоторых монетных дворах начали выпускать монгольские дирхемы и медные пулы – в частности, в Булгаре и Сарае аль-Джадиде вблизи Каспийского моря. Тем не менее, для крупных операций по-прежнему использовались гривны серебра. Из-за даннической повинности перед ханом значительные материальные ресурсы текли на восток, в Сарай, что создавало в регионе денежный дефицит.

Постепенно, на протяжении 14 в.н.э., власть монгольского хана над Русью ослаблялась. Ободренный этим фактом Дмитрий Иванович Донской (1359-1389) возглавил атаку на Золотую Орду и одержал тяжелую, но вместе с тем и символическую, победу на Куликовом поле в 1380 г. В 1382 г. Гийят ад-Дин Тохтамыш-хан (778-797 гг.х./1376-1395 гг.н.э.) отомстил Руси, разграбив Москву. Перед этим начался выпуск мелкой серебряной монеты, получившей название “деньга”, что ознаменовало завершение “безмонетного периода”. Хотя происхождение данного слова в точности неизвестно, предполагается, что “деньга” происходит от слова “танка/тенга”, относившегося к серебряным монетам, широко циркулировавшим в Иране и Центральной Азии в 15-16 вв.н.э. Первоначально 200 денег были эквивалентны 1 рублю по весу, однако, с течением времени, вес деньги понизился, что повлекло за собой изменение стандарта в сторону соотношения 260 денег к рублю. Позднее появились более мелкие монеты, серебряная полушка и четвереца, а также медный пул (или пуло). Затем стали выпускать алтын, который был равен 3 деньгам. Появление деньги ознаменовало возникновение новой расчетной системы.

1 рубль = 200 денег (позднее 260 денег) = 2 полтины

1 полтина = 1/2 рубля = 100 денег (позднее 130 денег)

1 алтын = 3 деньги

1 деньга = 2 полушки = 4 четверецы = прим. 60-72 пулов

1 полушка = 2 четверецы

1 четвереца = прим. 15-18 пулов

1 пул/пуло = прим. 1/60-1/72 деньги

Пул/пуло вытеснил монгольскую бронзовую монету, носившую то же имя. Пул обладал различной ценностью в зависимости от конкретного города, отсюда и различие в курсе по отношению к деньге. Там, где новая расчетная система смешивалась со старой, 1 деньга соответствовала 1 ногате. В некоторых источниках того времени также упоминается полушка, названная полуденьгой.

Во многих деньгах, отчеканенных в период правления Дмитрия Донского и Василия I Дмитриевича (1389-1425), присутствуют элементы, роднящие их с дирхемами того времени, выпущенными в соседних ханствах.

Во второй половине 14 в.н.э. Рязань начала ставить свою тамгу на золотоордынские дирхемы. Большинство этих дирхемов были отчеканены Тохтамышем, хотя тамги можно найти и на монетах, выпущенных другими ханами. Позднее дирхемы служили образцами для чеканки традиционных разновидностей деньги, причем теперь на них наносили как тамгу, так и надпись, содержавшую имя Великого князя Ивана Федоровича (1427-1456), с квадратным обрамлением вокруг негативного изображения на лицевой стороне. В некоторых случаях при чеканке монет фальсифицировали исламские легенды и подделывали надписи с них. На одной из монет, выпущенной в период правления Василия II Темного, содержится псевдо-арабская надпись и отсутствует надпись на русском языке.

Большинство денег с отчеканенными на двух языках надписями, а также псевдо-арабскими легендами, чеканились в восточных княжествах. В Серпухове деньги, повторявшие дирхемы Тохтамыша, выпускались при Владимире Андреевича (1358-1410) и Семене Владимировиче (1410-1426). В Дмитровском княжестве деньги с ошибочными арабскими легендами чеканили при Петре Дмитриевиче (1389-1428). В Суздальско-нижегородском княжестве Василий Дмитриевич Кирдяпа (1387-1391), князь Нижнего Новгорода, выпускал деньги по образцу Тохтамыша.

Благодаря привилегиям, которыми наделила Москву Золотая Орда, великие князья постепенно начали процесс объединения русских княжеств и консолидации власти, не привлекая при этом внимания. В 1456 г. Новгород и Рязань были присоединены Москвой. Ко времени вступления Ивана III Великого на трон великого князя московского в 1462 г., власть великого хана над Русью носила символический характер – в лучшем случае. Иван завершил объединение различных княжеств (так называемое “собирание земель русских”), а позднее раз и навсегда сбросил монгольское иго.

Сначала Иван перестал платить регулярную дань хану в Сарае, что вызвало две карательные экспедиции из Золотой Орды в 1465 и 1472 гг., которые, однако, оказались неудачными. В 1480 Сейид Ахмад Хан попытался восстановить свою власть, встретившись лицом к лицу с русской армией на реке Угре, но атака русских на Сарай заставила армию хана отступить. Ахмад вскоре умер, после чего в орде начался период междоусобиц, ускоривший распад Золотой Орды и ее включение в Крымское ханство.

Последние двуязычные арабско-русские монеты были отчеканены в 1470-1480х гг. Первая их разновидность была выпущена в Новгороде и содержит на обратной стороне надпись “Иван”, на обратной стороне другой разновидности этих монет содержится легенда “Это московская деньга”. В конце концов, на всех русских монетах появились русскоязычные легенды.

Несмотря на тот факт, что монетарная система средневековой Руси была во многом разрушена реформами Петра I Великого, начавшимися 1700 г., в русских монетах остались следы монгольского влияния. Даже в наши дни слово в России используется слово “деньги”, производное от монгольского термина “деньга”.

БИБЛИОГРАФИЯ

Album, Stephen, A Checklist of Islamic Coins, 2nd Edition, 1998.

Anaszewicz, Gerard, Early Coinage of Moscow, article in Perspectives in Numismatics – Studies Presented to the Chicago Coin Club, 1986 & 1996 –: http://www.ece.iit.edu/~prh/coins/PiN/ecm.html

Добровольский, И.Г., Дубов И.В., Кузменько Ю.К. Классификация и интерпретация граффити на восточных монетах (коллекция Эрмитажа), статья в журнале “Труды Государственного Эрмитажа”, XXI, 1981.

Гайдуков, П.Г. Медные русские монеты конца XIV-XVI веков, 1992.

Калинин, В.А. Монеты Ивана III с русско-татарскими легендами, статья в журнале “Труды Государственного Эрмитажа”, XXI, 1981.

Mitchiner, The Multiple Dirhems of Medieval Afghanistan, 1973.

Орешников, А.В. Русские монеты до 1547 года, 1896 (переиздана в 1996).

Петров, В.И. Каталог русских монет, 1899.

Сотникова, М.П. и Спасский, И.Г. Тысячелетие древнейших монет России, 1983.

Spasskii, I.G., Russian Monetary System, 1967. Это английский перевод книги “Русская монетарная система”, которая издавалась на русском несколько раз.

Документы:

Dmytryshyn, Basil, Medieval Russia: A Source Book, 850-1700, 1990.

Riasanovsky, Nicholas V., A History of Russia, 1993.

Автор: Эрик Р. ШЕНА

Перевод: IslamRF.Ru

Категория: В мире | Просмотров: 2647 | Добавил: nm2000 | Рейтинг: 4.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Апрель 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана