Газета «Наш Мир» По материалам The Times
Обвинения в антисемитизме заставляют Мела Гибсона бороться против "преследований на религиозной почве, преследований против художника и человека" считает Крис Айрес из Лос Анджеллос Таймс . Поначалу этот проэкт был признан катастрофически тщеславным с нереальным бюджетом в 25 миллионов долларов и с полной гарантией провала. С неизвестным актерским составом, обвинениями в антисемитизме, с субтитрами - диалоги звучат на латинском и арамейском - "Страсти По Христу" должны были стать одним из самых громких голливудских провалов. Когда в ведущего актера ударила молния, во время съемок в Италии, когда он серьезно страдал от переохлаждения и пневмонии - это выглядело, как знак свыше бросить съемки и отправляться восвояси. Однако сегодня "Страсти по Христу", которые были продюсированы, поставлены и написаны Мелом Гибсоном, являются наиболее обсуждаемым фильмом Америки. Фильм показывает страдания Христа в течении последних 12 часов его земной жизни. Однако этот всеобщий интерес не явился манной небесной для Мела Гибсона. Он заявляет, что его постоянно преследуют на почве антисемитизма и религиозной почве, как человека и художника. Многие теологи утверждают, что история Христа из Нового Завета, на которой и базируется фильм, преподносится в плане обвинений евреев в смерти Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Матвея, именно евреи заставили Понтия Пилата, который не хотел убийства Христа, "умыть руки" и отдать Христа на заклание еврейской толпе. У Матвея мы видим эту разъяренную толпу, скандирующую:"Распять его! Распять!" и заклинающую:"Пусть его кровь падет на наши головы и на головы наших детей!". Именно эта интерпритация приветствовалась Гитлером, который использовал ее в идеологическом обосновании преследования евреев. Однако многие христиане и евреи выступают против такого прямого литературного прочтения Нового Завета и приводят в пример, что Иисус сам был евреем и его апостолы тоже были евреями. И хотя Гибсон согласился убрать из фильма знаменитую фразу "Пусть его кровь падет на наши головы!", он отказался убрать моменты, обвиняющие евреев в смерти Иисуса. Также Гибсону не помогли высказывания его отца, заявившего в своем интервью на нью-йоркском радио, что "вся история с уничтожением евреев очень преувеличена. По большей части она сочинена самими евреями, которые сами хотели бы создать одну мировую религию и построенный на ней мировой порядок." (Справедливости ради нужно признать, что в высказываниях отца Гибсона есть много резонного - если посчитать сколько было уничтожено во второй мировой войне русских, белорусов, украинцев и поляков, то евреи будут занимать далеко не самое ведущее место в этом страшном списке. Но они сумели раздуть всю историю до невероятных пропорций, заставив весь мир поверить в то что в основном страдали только они...) Гибсон-старший добавил:"Когда Гитлер начал войну против СССР и Восточной Европы большинство евреев успели уехать из своих стран и многие из них в Америку, которая, с помощью их же еврейских братьев, открыла им свои объятия...". Гибсон-младший, который по вероисповедованию, как и его отец, принадлежит к католической церкви, отказался осудить выступление отца. Равви Мервин Хеер, основатель и декан центра Саймона Визенталя в Лос Анджелосе, дважды смотрел фильм Гибсона. "Тот факт, что фильм построен в основном на визуальном ряде, а не на текстовом, приводит тебя только к одному выводу"-заявляет он. "Когда я спрашивал публику, посмотревшую фильм, кто ответственнен за всю негуманность этой истории, то ответ был один - евреи." Он, как и другие известные евреи, считает, что фильм будет пропагандировать антисемитизм. "На протяжении двух часов фильма, ни один из евреев, выступавших против Христа не произнес ни одной интеллигентной фразы. Это унижает еврейских людей." Эти опасения, в противовес, радуют Ричарда Бутлера, основателя Национального движения Aryan, который заявил, что будет использовать фильм, как пропагандистский материал в целях привлечения новых рекрутов в свои ряды. "Этот фильм заставляет людей спрашивать себя - в чем сущность христианства и иудаизма. Это совершенно противоположные понятия. Я надеюсь, что многие из так называемых иудейских христиан наконец-то поймут кто их враг." Посмотрев фильм, евангелистский проповедник Билл Грехэм, со слезами признался - "Это самая важная проповедь всей жизни, которую можно получить в течении 2 часов." Баптисткая церковь в Plano, Техас зарезервировала 6000 билетов на премьеру, чтобы вся ее паства смогла вместе посмотреть фильм. Мэл Гибсон повторил себя в интервью для Los Angeles Times, заявив, что он сам начинает чувствовать себя распятым: "Я стал объектом религиозных преследований, меня преследуют как американца, как человека и как художника. Я старался понимать их чувства и прощать их. Но всему есть предел. Теперь они пытаются сделать из меня культового монстра." У многих возникли опасения, что Гибсону прийдется тяжело в его взаимоотношенях с могущественными и влиятельными голливудскими боссами. Однако его умение снимать фильмы не на голливудской базе и своем собственном бюджете дает ему гораздо больше свободы чем многим другим режиссерам. В то же время его его голливудские друзья евреи оказывают ему полную поддержку. Продюсеры Девлин и Джоел Силверы не считают, что фильм антисемитский и указывают на тот факт, что роль Марии Магдалены играла еврейская актриса Майа Моргенштейн. Равви Хеер признается, что он не думает, что Гибсон настоящий антисемит, заявляя в то же время - "Гибсон думает, что тот факт, что он принадлежит к голливудской элите дает ему право на любые высказывания. Но создать негативный портрет евреев и рассчитывать на то что имя Гибсона обеспечит ему моральную защиту - это наивно. Никто не может безнаказанно обвинять евреев." Послесловие Казалось бы - чего тут особенно судить-рядить. Ну, поволнуется публика, поплюются "святой" слюной еврейские священники, ну навешают собак на Гибсона. Через пару месяцев все это забудется. Так оно, конечно, и будет. Но мне интересно - почему кому-то нельзя высказывать, пусть и спорные, мысли. Фильм гибсона не призывает к рассовой или религиозной розни. Или это, так знакомая нам, страсть к цензуре? Мне кажется, что идея Гибсона была "просто" показать страдания Христа...дальше в ход должны идти наши личные ассоциации по поводу христианства, веры и так далее. Почему поборники "справедливости" не восстают, когда американская пропаганда создает патриотические фильмы о Вьетнаме. Теперь уже немодно говорить об американском позоре в этой войне, но модно говорить о страданиях "американских мальчиков", их мужестве и героизме...Теперь уже не модно говорить о героизме советских солдат при Сталинграде, модно жалеть немецких солдат "подло заманенных в ловушку русской зимы, "неправильных" военных действий" и тому подобное, теперь не говорят об ужасах ленинградской блокады, а напротив - одна из "независимых" голливудских студий собирается снимать фильм о каннибализме в осажденном городе на Неве. Почему-то евреи думают, что у них есть карт-бланш и вето на "их" тему. Почему они никак не могут успокоится, ведь, кажется, они получили то что хотели - им дали взад страну обетованную, они сидят во всех крупнейших банках, киностудиях и национальных театрах. Или прав папа Гибсона, утверждающий, что евреи мечтают об одной религии и одном мировом порядке. Ну, как об этом мечтали римляне, татаро-монголы, нацисты, СССР и теперь Америка? И что со всем этим стало? Мэл Гибсон (Mel Gibson), который судится с сценаристом из-за гонорара за сценарии «Страстей Христовых» (The Passion of the Christ), хотел бы, чтобы финансовая информация не разглашалась публично. Бенедикт Фитцджеральд (Benedict Fitzgerald) подал в суд на Гибсона в феврале, ссылаясь на то, что ему выплатили слишком маленький гонорар, который ориентировался на бюджет фильма в четыре или семь миллионов долларов. Теперь он требует от 25 до 50 миллионов долларов за нарушения условий контракта, за незаконное обогащение и за моральный ущерб. По его словам, Мэл Гибсон знал о реальном бюджете фильма. Защита Гибсона говорит, что о мошенничестве и незаконном обогащении не может идти речи, так как сам режиссер не взял себе ни цента (это дань его католической вере). |