Газета «Наш Мир» В последнее время сильно участились встречи руководства Казахстана с руководителями арабских стран. За конец марта и начало апреля 2008 года, прошло три встречи на высшем уровне. В 15-18 марта Назарбаев, во время визита в Оман, провел переговоры с султаном Кабусом бен Саидом, на которых обсуждалось развитие двухсторонних отношений, развитие транзита казахстанских грузов через Иран и совместные проекты в нефтегазовой отрасли. В Омане Назарбаев встретился с известным саудовским ученым-политологом Маджитом ат-Турки - автором книги "Свет власти в Казахстане", которая вышла на русском и арабском языках в Саудовской Аравии, и будет распространяться в 22 арабских государствах. 20 марта 2008 года президент Казахстана принял члена королевского дома Саудовской Аравии, саудовского принца Аль-Уалид бен Талал Аль Сауда, который является председателем совета директоров холдинга Кingdom Нolding, ведущего в Казахстане несколько крупных инвестиционных проектов. 1 апреля Назарбаев и премьер Карим Масимов приняли руководителя администрации эмира Кувейта шейха Насер Сабах аль-Ахмад аль-Джабер ас-Сабаха, с которым обсуждался вопрос участия Казахстана в Экономическом Исламском форуме в Кувейте. Арабские компании уже финансируют строительство многопрофильного комплекса «Абу-Даби» в столице и возводят суперсовременный Актау-сити на побережье Каспия, рассчитанный на 1 млн. жителей. Партнером по застройке выступает международный холдинг Кingdom Нolding, возглавляемый саудовским принцем. Инвестиционная компания IPIC (ОАЭ) готовится к строительству в Казахстане крупного нефтехимического комплекса с объемом инвестиций в 5 млрд. долларов. Компания «Aldar» (ОАЭ) строит в Астане крупный комплекс общей площадью в 500 тысяч кв. метров по проекту Нормана Фостера. Активность руководства Казахстана на арабском направлении была замечена оппозицией и в газете "Тасжарган" появилась статья руководителя Фонда Алтынбека Сарсенбаева Айдоса Саримова, в которой он считает, что интерес Назарбаева к арабским странам объясняется симпатией к монархии: "Руководству нашей страны импонирует сама форма государственного управления арабских стран. Это династические монархические режимы, которые благодаря природным ископаемым могут плевать с высоты эль-Бурджа на все понятия о правах человека и западную демократию в целом". Или далее: "Арабский образ жизни импонирует многим чиновникам... Им нравятся суперзатратные проекты, вроде строительства самых высоких башен-небоскребов или искусственных островов в море. Им нравится, что арабские богатеи покупают самые дорогие марки самолетов с золотыми унитазами или «Бентли», инкрустрированные камнями от Сваровски". С этой оценкой нельзя согласиться, потому что она в корне неверная и основана на предвзятом отношении к арабским странам. Они привлекательны не своей монархией, а тем, что сумели в крайне неблагоприятных условиях и весьма сжатые сроки успешно реализовать одно-единственное свое преимущество - доходы от нефти. Еще в 1970-е годы арабские страны были крайне бедными и отсталыми, поскольку почти не имели современной промышленности и занимались традиционным скотоводством. Скажем, еще в 1975 году сельское хозяйство давало 75% ВВП Омана, Саудовская Аравия была почти целиком скотоводческой страной еще до Второй Мировой войны. Но после нефтяного кризиса 1974 года и национализации нефтяных месторождений во многих нефтедобывающих арабских странах были созданы фонды, которые аккумулировали доходы от экспорта нефти, заработали специальные консультативные органы по инвестиционным проектам и развитию частного предпринимательства, инвестиционные банки и корпорации, занимавшиеся конкретными проектами. Страны пошли разными путями. В Саудовской Аравии все ресурсы были сконцентрированы в руках крупной корпорации Saudi Basic Industries Corporation (SABIC), созданной в 1976 году, и работавшей под контролем представителей королевской семьи. Компания занималась развитием нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности, металлургии. Компания только в 1998 году была частично приватизирована (около 30% акций). SABIC теперь занимает 11-е место по нефтепереработке в мире, 3-е место в производстве полиэтилена, 6-е место в производстве полипропилена. Особое внимание в Саудовской Аравии уделялось развитию района Мекки и обеспечению хаджа, а также городов на побережье Персидского залива и Красного моря. ОАЭ пошли по пути создания свободных экономических зон, с первой СЭЗ в Дубае, образованной в 1985 году. Сейчас в ОАЭ девять СЭЗ, в которых развиваются торговля, промышленность и услуги. Бахрейн исчерпал собственные запасы нефти к началу 1970-х годов и потому сделал ставку на торговлю и переработку саудовской нефти. В середине 1980-х годов Бахрейн стал развивать банкинг, превратившись в один из крупнейших финансовых центров, судостроение (в Бахрейне есть один из самых больших в мире сухих доков), и алюминиевую промышленность на основе газа и австралийских бокситов. Кувейт с середине 1970-х годов стал проводить политику сбережения нефтяных ресурсов, и потому сделал ставку на нефтепереработку и нефтехимию. Опыт арабских стран ценен для Казахстана сразу в нескольких аспектах. Во-первых, это опыт развития на доходы от нефтяного экспорта «ненефтяного» сектора: перерабатывающей промышленности, инфраструктуры, связи, сферы услуг, высоких технологий. Нужно отметить, что арабские страны выбрали разные направления развития, и теперь Казахстан может сравнить различные способы развития и выбрать наиболее эффективный вариант. Во-вторых, это опыт развития в условиях прибрежных пустынь. Страны Персидского залива очень близки по условиям к побережью Каспийского моря. Советский опыт развития ничего не дал для развития побережья Каспия, кроме создания промышленной опреснительной установки на основе реактора БН-350. Сегодня именно саудовский холдинг выступил на лидирующие позиции в развитии Актау. В арабских странах был накоплен большой и разнообразный опыт преодоления неблагоприятных климатических условий и создания искусственных оазисов, поселений на насыпных островах. Из этого опыта во многом вытекает развитие туризма в странах Персидского залива. В-третьих, имеет значение и политический опыт арабских стран. Небольшие и слабые страны, не обладающие большой военной силой, сумели обеспечить свою безопасность и политическое влияние на мировой арене. Так что версия причин усиления казахстанско-арабских контактов, высказанная в оппозиционной прессе, просто смехотворна. Она отображает предельно низкий уровень казахстанских оппозиционеров, у которых все сводится к возможности хапнуть и растранжирить. Отношения с арабскими странами имеют большую ценность для Казахстана, причем не столько текущую (объем товарооборота не очень большой), сколько перспективную: реализация крупных инвестиционных проектов с арабскими инвестициями, а также перенос арабского опыта развития в Казахстан. |