Газета «Наш Мир» Намерение Ислама Каримова подписать соглашение о транзите через Узбекистан невоенных грузов НАТО (в Афганистан) многие эксперты восприняли как дрейф в сторону Запада. Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что вернувшимся в Узбекистан Штатам придется констатировать усиление в этой стране военного и экономического присутствия России. После атак террористов на Всемирный Торговый Центр 11 сентября 2001 года Афганистан был признан центром новых угроз, и уже через месяц после трагедии Узбекистан предоставил США военно-воздушную базу «Ханабад». Военный аэродром был быстро реконструирован, и на нем «прописались» почти полторы тысячи американских военных, обслуживающих тяжелые транспортные самолеты С-130. Годовая арендная плата Узбекистану за столь значимый для американцев объект ($10 млн) была явно невысокой. Но страна обладает значительными запасами природных ресурсов, и по ее территории проходят многие транспортные пути из богатого нефтегазоносного Прикаспийского региона. В связи с этим Ташкент ожидал, что США направят в страну существенные инвестиции. Действительно, отдельные инвестиционные проекты разрабатывались, но очень вяло, совсем не теми темпами и не в тех объемах, на которые рассчитывал Узбекистан. Вот почему, столкнувшись с американской критикой, последовавшей после подавления антиправительственного андижанского мятежа (май 2005), Узбекистан в считанные месяцы свернул работу американских неправительственных организаций в стране, а в ноябре 2005 года американские самолеты покинули «Ханабад». Распрощавшись с США, Узбекистан присоединился к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Но, как отмечали многие наблюдатели, полного разворота Узбекистана в сторону России не произошло. Практически весь 2007 год происходили интенсивные двусторонние контакты узбекских и американских дипломатов. В конце января 2008 – после визита в Узбекистан командующего Центральным командованием ВС США, адмирала Уильяма Фэллона – большинство экспертов уже не сомневались: официальное заявление сторон о восстановлении отношений – дело нескольких недель. Как показало время, они не ошибались. Американцы поняли, что использовать территорию Узбекистана лишь в качестве «аэродрома подскока» у них не получится. Уже через два месяца после визита Уильяма Фэллона (27 марта 2008) посол США в Узбекистане Ричард Норланд, заметив, что ситуация с правами человека в стране значительно улучшилась, объявил о приходе в Узбекистан автогиганта General Motors. Назвав столь известного инвестора, посол добавил, что General Motors будет первой из многих американских компаний, которые заинтересованы в ведении бизнеса в Узбекистане. Еще через неделю, 3 апреля, Ислам Каримов, приглашенный на бухарестский саммит НАТО, доложил, что Узбекистан готов обсудить и подписать соглашение с НАТО о транзите через свою территорию невоенных грузов в Афганистан. Насколько широко откроется для Джорджа Буша приоткрытая дверь Ислама Каримова? Обсуждая последние внешнеполитические шаги узбекского президента, ряд экспертов замечают, что страна готова сотрудничать с кем угодно: с Россией, США, Китаем, – лишь бы денег давали. Однако не следует забывать, что 7 мая 2006 года Узбекистан ратифицировал подписанный в Москве 14 ноября 2005 года «Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан». Стоит напомнить и то, что к середине 2007 года число совместных российско-узбекских предприятий в Узбекистане уже составляло порядка 450, а товарооборот между Россией и Узбекистаном в 2007 году приблизился к $3 млрд. Первый после избрания зарубежный визит президента – событие знаковое, а на Востоке – знаковое вдвойне. 6 февраля 2008 года Ислам Каримов, обменявшись с Владимиром Путиным рукопожатиями, заявил: «Есть знаковый элемент в том, что первый визит после выборов — в Москву. Это еще раз подчеркивает особые отношения, которые сложились между нашими странами — уважение между Узбекистаном и Россией». Реалии современного Узбекистана таковы, что все стратегические решения принимаются только одним человеком – президентом Исламом Каримовым. Сегодня многие забывает о том, что за год до президентских выборов в Узбекистане, 16 ноября 2006 года, Ислам Каримов принял внушительную делегацию российских политологов и политтехнологов во главе с президентом Фонда эффективной политики Глебом Павловским. Сообщение об этой встрече, опубликованное посольством Узбекистана в России, было довольно лаконичным и констатировало лишь факт «обмена мнениями о перспективах широкомасштабного сотрудничества между Узбекистаном и Россией». Однако для серьезных выводов и прогнозов этот негосударственный визит очень важен, потому что просто так, без повода, «выпить знаменитого зеленого чая №95» президент ФЭП в Ташкент не полетел бы никогда. Кроме того, необходимо учесть, что российские военные внимательно следят за изменением обстановки. В марте в еженедельнике «Военно-промышленный курьер» было приведено мнение главкома ВВС, генерала армии Петра Дейнекина. Генерал полагает, что «присутствие стран НАТО и США в Узбекистане и других государствах Центральной Азии не является большой угрозой для военных интересов России». По его словам, «было бы желательно, чтобы российских баз ВВС на территории Центральной Азии было больше». Он считает, что и того, что имеется (база ВВС в Канте, Киргизия, и авиационная группировка в Таджикистане), в нынешних условиях хватает, чтобы успешно решать поставленные российским Вооруженным Силам задачи в регионе. Так что при необходимости Россия может усилить свою центрально-азиатскую военно-воздушную группировку на основании подписанных в 1999 году с Узбекистаном соглашений. Неверно было бы полагать, что проявивший дозированную жесткость в ходе подавления андижанского мятежа и сохраняющий стабильность в стране Ислам Каримов не осведомлен о состоянии экономики и положении населения Узбекистана, особенно, в густонаселенной Ферганской долине. По всей вероятности, выходя на новый этап отношений с США и НАТО, узбекский президент постарается извлечь из меняющейся обстановки максимальную пользу. Возвращение американцев в Узбекистан может свести до минимума возможные неприятные для Узбекистана неожиданности, подстерегающие с юга, и влить в узбекскую экономику значительные инвестиции. Россия же подстрахует безопасность Узбекистана в рамках ОДКБ, смягчит условия работы на своей территории узбекским трудовым мигрантам и, также как и США, увеличит объемы инвестиций. Иными словами, говорить о том, что Россия не держит «руку на пульсе» Центральной Азии, было бы неверно. Более того, не исключен и вариант, при котором новый российский политический тандем Медведев – Путин займется коренным реформированием СНГ, в результате чего на территории России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и, возможно, Армении, появится новый жизнестойкий Евроазиатский Союз. Андрей Захватов |