Газета «Наш Мир» Исламский банкинг уверенно преодолел южные границы СНГ. Вслед за Азербайджаном финансовые учреждения, действующие по принципам шариата, засветились в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. Оттуда исламские банки могут прийти и в другие страны СНГ. В том числе и в Украину, которая вполне способна адаптироваться к этому феномену мировой банковской практики, открыв ему широкую дорогу в Россию. Общие принципы. В Коранических заповедях, и во множестве хадисов, неоднократно поднимаются вопросы, относящиеся к хозяйственной деятельности мусульманской общины. Сделав этическую категорию справедливости полноценной экономической, ислам задал специфические параметры, которым должно соответствовать экономическое поведение его адептов. В результате шариат накладывает запрет на ссудный процент, спекулятивный доход, информационную асимметрию, чреватую непредвиденным риском. Не вдаваясь в подробности, следует подчеркнуть, что этот запрет имеет и вполне разумные объяснения. Так что концепция исламского банкинга держится на двух китах — религиозной этике и экономическом здравомыслии. В чем же основное различие между традиционными финансовыми учреждениями и исламскими банками? Попросту можно сказать, что главное отличие исламских финансов от мировой банковской модели — это отказ от ссудного процента. Традиционный банк, по сути, покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента. Исламский же банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Каким образом? Банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами он финансирует предпринимателей. Однако вместо традиционного процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот в свою очередь с вкладчиком. В зависимости от конкретных механизмов и инструментов исламской банковской системы распределяются и убытки, о чем более подробно будет сказано ниже. Главный же принцип таков: вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Таким образом, из экономического оборота полностью выводится основа господствующей банковской системы — ссудный процент. Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложены в экономику, создали реальную добавленную стоимость. В исламских финансах существует целый ряд стандартных форм взаимодействия банка и предпринимателя, которые похожи в одном: риск банка — это всегда и прежде всего инвестиционный риск; то есть кредитный риск, являющийся главным в традиционном банковском деле, имеет место редко и в остаточном виде. Разумеется, рассуждения о том, что 1,5 миллиарда мусульман Земли составляют потенциальную клиентуру исламских банков, не лишены лукавства. Немалое число из них не видят беды в том, чтобы пользоваться традиционными банковскими услугами. В то же время социологические исследования показывают, что при наличии соответствующего предложения и адекватной информации очень многие отдали бы — и реально отдают — предпочтение исламскому финансовому институту. Этот выбор диктуется и религиозным фактором, и стремлением к этнической и конфессиональной самоидентификации, и сугубо экономическим мотивом, поскольку исламский банкинг — это высокоприбыльное предприятие. Деньги как участие. Первый исламский сберегательный банк, основанный по принципу участия в прибылях, появился в 1963 году в одном из небольших городов Египта. Из-за опасений по поводу возможных обвинений в открытой манифестации исламского фундаментализма этот первый современный эксперимент в области исламского банкинга был осуществлен в обстановке фактической секретности. К 1967 году таких банков в Египте было уже девять. Эти банки не взимали процентов по ссудам и не платили процентов по вкладам, они "делали деньги" путем участия в торговых или производственных бизнес-проектах, разделяя полученную прибыль между своими вкладчиками. Таким образом, они выступали в роли не столько традиционных коммерческих банков, сколько сберегательно-инвестиционных институтов. Во время первого нефтяного кризиса в 70-е годы был создан управляющийся из Женевы "Исламский фондовый дом". Он стал аккумулировать немалую часть доходов мусульманских стран, полученных от торговли нефтью. Его целью было создание денежного источника и капитальной базы для будущей, основанной на исламских принципах, глобальной сети беспроцентных банковских услуг. В 70-е годы изменение общего политического климата во многих мусульманских странах позволило перейти от первых исламских банков, имевших полуподпольный статус, к созданию легальных банков. Именно в конце 70-х годов были созданы, в частности, Dubai Islamic Bank, Islamic Bank of Sudan, Islamic Bank of Egypt, and Bahrain Islamic Bank. В азиатско-тихоокеанском регионе это произошло даже раньше: в Филиппинах в 1973 году президентским указом был создан исламский Philippine Amanah Bank. С победой исламской революции в Иране банковская система в этой стране после трехлетнего переходного периода полностью перешла на модель исламского банкинга. Сегодня в мире насчитывается около 150 исламских банков и множество других исламских небанковских финансовых институтов. Запрет на взимание процентов не означает, что использование капитала в исламской финансово-банковской системе не имеет цены. Система, как было сказано выше, позволяет поставщику капитала участвовать в прибылях. Но это же обстоятельство предполагает значительно более высокое участие банка в рисках реципиента капитала, и в этом проявляется одно из важнейших отличий этой системы от западной. В центре внимания исламских банков оказывается жизнеспособность и прибыльность бизнес-проекта, а не качество и величина обеспечения займа. В результате многие проекты, которые были отвергнуты традиционными западными банками из-за отсутствия или недостаточности обеспечения, могут быть профинансированы исламскими банками на условиях участия в прибылях. Это определяет потенциально очень важную роль, которую исламские банки могут играть в стимулировании экономического развития. Фактически исламский банк занимается управлением денежными фондами вкладчиков и участвует в производстве прибыли, причем на основе весьма жестких правил и процедур. Эти правила препятствуют появлению эффекта денежного мультипликатора, когда банковская система как целое создает деньги "из воздуха" — на основе неограниченного кредита. В отличие от западной, в исламской банковской системе исключена ситуация, когда в банках на депозитных счетах существует лишь менее $2 реальных денег на каждые $100 (такая ситуация наблюдается, например, в США). С одной стороны, это ограничивает возможности использования инструментов активной монетарной политики для макроэкономического регулирования, а с другой — в такой системе существенно менее вероятно банкротство банков. Специальное исследование, проведенное экспертами МВФ в 1997 году, пришло к выводу, что исламская банковская система представляет собой весьма жизнеспособный проект, способствующий решению базовой проблемы экономики — эффективному распределению ресурсов. При этом исламская банковская система, по сравнению с западной, в гораздо меньшей степени подвержена рискам, связанным с проблемой ликвидности и платежеспособности. Плоды глобализации. На сегодняшний день в 40 государствах мира функционируют банки, руководствующиеся исламскими принципами в своей деятельности. Это свидетельствует о высоком спросе на продукты исламских банков, а также об их способности конкурировать с традиционными финансовыми институтами. Всего в мире насчитывается около 200 финансовых учреждений исламского типа. Общая сумма их капитала еще в 2006 году составила около $12,3 млрд., величина совокупных активов — $258 млрд. при располагаемых финансовых ресурсах в $113 млрд. Специалисты уже предполагают, что в скором будущем исламские банки потеснят позиции западных банков в арабских странах. И это создаст объективные условия для более интенсивного перенесения основ исламского банкинга на другие регионы исламского мира, а затем за его пределы. В нынешних условиях, когда только и слышишь о миллиардных убытках американских и европейских банков, кризисе ликвидности во многих развитых странах, стоит ожидать существенного повышения роли банковских учреждений, работающих по исламской модели. Тем не менее исламский банкинг, несомненно, рано или поздно обязательно появится и на украинских просторах. В первую очередь в Крыму. Как ни странно, но именно Украину некоторые эксперты считают основным перспективным полигоном ислам-банкинга в Восточной Европе. Причем, его проникновение связывают с казахстанскими банками. В частности, казахстанский банк "ТуранАлем" стал первой кредитной организацией СНГ, получившей в 2003 году кредит от исламского банка. Сумма была довольно невелика, но уже в июле 2006 года банку удалось привлечь кредит по законам шариата на сумму $200 млн. За ним последовал выход на потребительский рынок. 8 мая 2007 года банк в ходе подписания соглашения с Emirates Islamic Bank объявил о том, что создание первого в Казахстане банка, работающего по принципам шариата, — дело ближайшего будущего. Банк контролирует 47,3% акций банка "БТА-Казань", расположенного в республике Татарстан, где около половины населения — мусульмане, и имеет доли в ряде других российских банков. Сегодня в банковских кругах России идет дискуссия о возможности или невозможности законодательного оформления особых условий работы исламских банков. "Против", по некоторым данным, выступает Ассоциация российских банков, "за", как ни странно, банки с иностранным капиталом. Впрочем, этому парадоксу есть объяснение. На фоне перманентных скандалов с европейскими банками и кризиса американской банковской системы триумфальное шествие новой мощной силы в лице исламских банков не остается без внимания транснациональных компаний и крупнейших мировых коммерческих банков. Они не только с тревогой отслеживают ситуацию, но и прибегают к сотрудничеству. Ведущие западные банки открывают у себя исламские подразделения: "Чейз Манхэттен", "Голдмэн Сакс", "Ай-Эн-Джи", "Номура Секьюритиз", "Джей Пи Морган" и другие. Американский банк "Ситибэнк" уже длительное время сотрудничает с исламскими банковскими структурами, вложив около 1 миллиарда долларов в специализированные исламские фонды. Еще в 1997 году "Ситибэнк" учредил в Бахрейне свое полномочное отделение "Сити Исламик Инвестмент Бэнк" с капиталом в 20 миллионов долларов. Специальные исламские департаменты открывают также крупнейшие мировые банки "Дойче бэнк" и HSBC. По оценке "Ситибэнка", темпы роста исламского банкинга составляют от 10 до 15% в год, что красноречиво свидетельствует о динамичности исламских банков. К услугам исламских банков прибегают такие транснациональные гиганты, как "Дженерал Моторс", "Ай-Би-Эм", "Алкатель", "Дэу", а также крупнейшие финансовые холдинги Societe. Финансисты, представляющие исламские банки, говорят уже о том, что в ближайшем будущем все мировые банки будут в состоянии обеспечить клиентам полный пакет услуг как в традиционной, так и в исламской форме. Возможно, секрет успеха исламского банкинга — именно в том, что в отличие от западных коллег он отвергает бездушную экономическую целесообразность. Любая деятельность, в том числе и финансовая, должна согласовываться с нравственными установками. А в нашем непредсказуемом мире это весьма ценное обстоятельство… Константин ШМИДТ |