Газета «Наш Мир» Арабский рынок алкоголя до сих пор остается terra incognita для значительной части отечественных производителей водки. Новые пространства на Мусульманском Востоке они осваивают с большой осторожностью. Производителей водки и пива настораживает культурная и религиозная специфика региона, но, тем не менее, они не отказываются от идеи когда-нибудь внедрить свою продукцию на рынок даже тех стран, где подавляющая часть населения вообще не притрагивается к спиртному. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2006 году самая большая партия напитка отечественного производства была экспортирована в Объединенные Арабские Эмираты. Всего, по сведениям ФТС, в ОАЭ было продано алкогольной продукции на $878 тыс. В сводные таблицы ФТС также попали данные об экспорте в другие арабские страны за 2005 год: в Иорданию продано алкоголя на сумму $74,8 тыс., в ОАЭ - на сумму $675,8 тыс. За 2006 год — в Иорданию продано водки на $70,3 тыс., в Ливан - на сумму $51 тыс. и в ОАЭ - на сумму $878,11 тыс. Эксперты и участники рынка отмечают, что причина такого сравнительно небольшого объема продаж и разрыва в показателях кроется в "специфике алкогольного рынка в арабских странах": местному населению употребление алкоголя запрещает ислам, для туристов и пребывающих в стране по рабочей визе (резидентов) оно жестко регламентировано. Например, в Арабских Эмиратах основным каналом продвижения спиртных напитков считается сектор HoReCa (лицензия на продажу алкоголя есть не у всех отелей и ресторанов и не во всех эмиратах). По некоторым оценкам, на него приходится до 95% официальных продаж. Вторым каналом сбыта остается розница. Исполнительный директор туроператора Intravel Stoleshniki Евгений Юрьев отметил, что это, во-первых, специализированные магазины для резидентов, где обслуживают по карте, оформляемой вместе с резидентской визой. И, во-вторых, ларьки, которые расположены в кварталах, населенных иностранными рабочими-немусульманами. Вывозить купленный там алкоголь за пределы территорий запрещается. Похожие, а иногда более жесткие законы относительно потребления и распространения спиртного существуют и в других странах региона. Система запретов и ограничений сильно влияет на объемы продаваемого алкоголя. По оценке британского исследовательского центра IWSR, общая емкость ближневосточного водочного рынка (12 стран) — 700 тыс. кейсов (один кейс равен 9 л), или 630 тыс. дал в год. Для сравнения: тот же IWSR обозначил емкость водочного рынка США в 49,7 млн кейсов в год (44,73 млн дал). Если учесть, что 52% ближневосточного водочного рынка принадлежит еврейскому государству, то привлекательность региона (где на 11 стран приходится всего 336 тыс. кейсов, или 302,4 тыс. дал) для "водочников" остается под вопросом. "Этот рынок нельзя назвать приоритетным ни для одной из компаний, это не те страны, где зарабатываются деньги,— комментирует руководитель пресс-службы компании Nemiroff Тагир Имангулов.— Здесь присутствие возможно, но не обязательно". Именитые бренды, пожалуй, единственные, кому удается четко обозначиться на арабском рынке. Деловые контакты с арабскими покупателями налажены у четырех отечественных компаний ("Русский стандарт", ФКП "Союзплодоимпорт", "ОСТ-Алко" и "Немирофф"). Надо сказать, что четверка экспортеров в арабские страны поначалу восприняла возможность отметиться в теме экспорта водки в непьющие страны с большим воодушевлением: предъявить экспорт в страны СНГ может каждая заметная водочная компания, а вот производителей, имеющих дело с арабским миром, нет. Однако потом в "Русском стандарте" сказали, что им потребуется не меньше недели, чтобы собрать необходимую информацию, а позже и вовсе отказались это делать. Все отечественные поставщики водки в арабские страны устроили заговор молчания. Один из экспертов алкогольного рынка даже предложил объяснение этому. По его мнению, распространять информацию о поставках в арабские страны (а в случае с российскими "водочниками" это, в первую, очередь Арабские Эмираты) не разрешают местные дистрибьюторы. "Имидж мусульманской страны может серьезно пострадать, если сведения о продажах в ней алкоголя начнут обсуждаться в прессе,— утверждает эксперт.— Неразглашение объемов поставок и доходов может быть одним из условий сотрудничества, и компании, если они заинтересованы, вынуждены его принять". Представитель одной из ведущих российских алкогольных компаний (который попросил не называть его имени) рассказал корреспонденту "Коммерсанта" о стратегии сбыта алкогольной продукции в исламских странах: "Предполагаемая прибыль нашего проекта была 100% с оборота. Из-за местных законов мы экономили на рекламе. В расходной части были стоимость лицензии, оплата аренды земли и зарплата менеджерам. Первые два года нам не нужно было бы платить налоги, а потом их размер не превышал бы 10%. В запрете на распространение информации об алкогольной продукции (и, как следствие, рекламы новой торговой точки) торговый дом тоже не видел большой проблемы. В роли связных между желающими приобрести алкоголь и ларьками там традиционно выступают таксисты, с ними мы и собирались договариваться". "По моим наблюдениям, львиную долю завезенного в страну алкоголя потребляют туристы и резиденты, но и местные тоже, хотя и медленно, начинают приобщаться к питию: я не раз видел, как они затоваривались в ларьках,— добавил он.— Мне рассказывали, что в 2002 году в Арабских Эмиратах появилась первая наркологическая клиника для лечения от алкоголизма. Сейчас таких клиник уже три". |