Газета «Наш Мир»
Валентина Матвиенко, Кондолиза Райс, Елизавета II, Ангела Меркель, Юлия Тимошенко – их имена у всех на слуху. Каждая из этих женщин имеет свой стиль, ни одну нельзя заподозрить в подражательстве. Скорее, они способны не скопировать тон, а задать его.
Для петербужцев в первую очередь на слуху – и на виду – губернатор Северной столицы. Пожалуй, в облике этой политической леди происходили самые кардинальные изменения с того времени, как она взошла на губернаторский пост, и до нынешних дней. Приходится признать, что в самом начале своей работы Валентина Ивановна больше походила на советскую номенклатурную руководительницу, чем на деятеля современной политики. Самая ужасная черта такого образа – его безликость: этот синий шерстяной костюм, эта прическа и эта оправа могли быть надеты на кого угодно, и женщина в них ничего бы не выиграла, хотя и не потеряла бы. Невыразительность внешнего облика, его типичность – дурное наследие прошлой эпохи. Есть надежда, что скоро типаж советской номенклатурщицы мы будем вспоминать лишь по старым фильмам, особенно западным, которые давали пусть и утрированный, но в целом верный образ, подчеркивая все свойственные ему черты. И кто, как не сами женщины-политики, изменят этот образ?
В своем нынешнем имидже Валентина Ивановна являет уже совершенно другой тип. В ее образе сочетаются практичность, необходимая в активной работе, и элегантность, без которой не обойтись публичному человеку. Очень важно, что все эти черты ненавязчивы, приятно, что нет подчеркнутой деловитости или нарочитой небрежности. Строгий черный костюм освежает ярко-розовый газовый шарф либо авангардная отделка; и наоборот, в дополнение к яркому костюму идет темное пальто, которое не дает образу стать кричащим. Самое главное, что в образе губернатора стали удачно находить отражение главные требования моды: соответствие случаю, возрасту и сезону. Глава города не позволяет себе появиться на ответственном заседании в одежде, которая имеет хоть малейшее отклонение от делового стиля. В то время как подобные отклонения не редкость, их часто списывают на ничего не значащие детали: например, колготки иного цвета, кроме телесного; полупрозрачные ткани (не обязательно сразу органза, но любимый многими гипюр) и другое. При другом случае, как, например, в прошлом году, встречая в Пулково только что получивший чемпионский статус «Зенит», Матвиенко была уже в совершенно другом образе. Светло-голубые джинсы, спортивная куртка, сине-бело-голубой шарф на шее, и в противовес – эстетская оправа очков, чтобы никто не забыл: перед вами не рядовой болельщик.
Отдельно хочется сказать про макияж госпожи губернатора. Раньше было в работе визажиста что-то, что хотелось изменить. Это профессиональные тонкости – например, не соответствие полутонов теней и румян, — но именно они вносят в облик дисгармонию. Однако в последнее время ситуация изменилась. Макияж абсолютно гармоничен, вся декоративная косметика подбирается тон в тон, помада лежит гладко, глаза выкрашены идеально, четко подчеркнуты брови, румяна, самая сложная часть макияжа, выглядят естественно и используются по-настоящему грамотно. В целом, за одежду, аксессуары, прическу и макияж Валентине Матвиенко и ее стилистам – твердая пятерка.
Из других российских политиков на стиль и элегантность претендует заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска. Ей превосходно идут деловые костюмы в классическом стиле. На ней хорошо смотрятся костюмы как однотонные серые, так и контрастные черно-белые. С одной стороны, это практически беспроигрышный вариант, потому что серый, черный и белый – это три нейтральных цвета, которые так или иначе, в разных комбинациях, идут всем (это относится не только к одежде, но и к макияжу). С другой стороны, использование контрастных, графичных сочетаний предполагает четкость линий и строго выдержанную форму. Не совсем понятно, зачем Любовь Константиновна периодически надевает одежду каких-то экстравагантных расцветок: пальмовые листья, рябь красного и синего, терракотовый с черным отливом, фиолетовый с металлическим отливом. Безусловный плюс таких нарядов – их удобство. Однако в грамотно подобранном деловом костюме человек чувствует себя не менее удобно. Кроме того, минусов здесь гораздо больше. И самый главный, самый неприятный для любой дамы минус состоит в том, что такая одежда взрослит. Зачем экспериментировать, если образ найден, и он удачен?
То же самое можно сказать о прическе. Классическая укладка на выпрямленных волосах – вариант, который уместен в любом случае. Опять же укладка, но на легких завитках – то, что всегда молодит и освежает. Зачем же ставить на себе опыты и делать высоко забранную кичку, с которой самая заслуженная красавица будет выглядеть заслуженным партийным деятелем? Что касается макияжа, здесь вообще сложно придраться. Бежевые и кремовые тона, которым отдает предпочтение Любовь Слиска, смотрятся элегантно и достойно. Несомненно, у этой леди есть вкус, она умеет его использовать, и даже удивительно, с какой целью она периодически пускается в поиски.
Продолжая разговор, нельзя не вспомнить женщину, образ которой вызывает, пожалуй, больше всего комментариев. Юлия Тимошенко – одновременно и лубочная картинка из детской раскраски «Костюмы народов мира», и жесткая, энергичная, агрессивная дама. За столь смелую задумку приходится простить украинский кич (типажом это назвать нельзя). Впрочем, заслуга в законченности образа, скорее, принадлежит не столько стилистам, сколько самой Тимошенко, ее личности, неоспоримо волевой и целеустремленной. Что ни говори о ее образе, факт неоспорим: подобного ей нет во всей мировой политике. Конечно, можно вырядиться скоморохом, и тогда тоже не будет обвинений в повторах. Но ведь при всей нарочитости образа Тимошенко создает не клоунаду, а, скорее, шоу. Ей определенно удается показать себя украинской националисткой, чего она, по сути, и добивается. Такие наряды со стороны можно любить или не любить, но имидж – это прежде всего то, что человек хочет сказать о себе миру. И посыл, заключенный в образе Тимошенко, читается абсолютно однозначно. Значит, и цели своей она добивается. К сожалению, надо отметить, что одежды в национальном стиле удаются личному модельеру Тимошенко гораздо лучше, чем вещи, претендующие на деловой стиль и оскорбляющие сами понятия имиджа и этикета. Редкий из костюмов, в которых она появляется перед камерами, соответствует элементарным понятиям стиля. И дело даже не в том, что рюши и буфы отошли еще в прошлом поколении, а в том, что Тимошенко они просто не идут. Выйдя на заседании Рады в ситцевой клешеной юбке с подсолнухами и батистовой блузке все с теми же буфами, госпожа премьер-министр уже не отличилась, а опозорилась. Такой наряд был бы уместен на неделе огородной моды в каком-нибудь садоводческом товариществе. Осталось предполагать, что тайное хобби украинского премьера – прополка картошки.
Вайра Вике-Фрейберга, бывший президент Латвии, советник Европейской комиссии и руководитель Европейского совета по исследованиям, имеет даже свой фанклуб. А также все основания считаться женщиной элегантной — она всегда выглядит безукоризненно, а ее самая выигрышная находка – безупречность делового стиля и полное соблюдение всего, что относится к этикету самоподачи. Цветовая гамма при этом разнообразна, что радует, потому что избавляет от ощущения стандартности и предсказуемости – а что может быть приятнее для женщины, даже если она не имеет ничего общего с политикой?
Другая северная леди, Тарья Халонен, человек, главные достоинства которого – искренняя улыбка и открытый взгляд. Странно, почему при ее внешности, к которой обычно легко подобрать цветовую гамму одежды и макияжа, она столь долго находилась в поисках собственного стиля. Странны и те крайности, в которые она удалялась. Госпожа Халонен – типичная представительница осеннего, или, как принято говорить в профессиональном визаже, желтого типа. Непонятно, зачем нужно было экспериментировать с черным цветом, который, при всей его нейтральности, этой даме совершенно не идет.
То же самое относится к глубокому синему. Гораздо ближе этой даме голубая гамма, а самая удачная находка – серо-голубой цвет. Этот оттенок фру Халонен используется не только в одежде, но и в макияже глаз. К нему совершенно правильно подбирается нейтральный цвет румян и светлая рыжевато-коричневая помада. Удачен выбор очков в бесцветной оправе или вообще без нее: в лице Тарьи Халонен достаточно ярких красок, чтобы перегружать его цветной оправой. В целом, эта представительница финской политики – хороший пример для женщин осеннего типа. Если у вас рыжие волосы, тонкая светлая кожа, зеленые глаза, а в одежде вы цените элегантность в союзе с практичностью – обратите внимание на стиль, который предлагает Тарья Халонен.
Взглянем теперь на одну из самых влиятельных политиков: канцлера Германии Ангелу Меркель. Это типичный представитель немецкого типа, каким его видят во всем мире. Имидж фрау Меркель производит двойственное впечатление. Его основная черта – практичность. По сути, стиль отодвигается на второй план. Это ли не характерная черта, которой славится немецкая нация? Темные немаркие костюмы, реже цветные; простой крой удлиненных жакетов; практически все костюмы – брючные. Это довольно нейтральный образ, который с удовольствием исповедуют деловые женщины, ценящие удобство превыше всего. Остается открытым вопрос, почему нельзя совместить одно с другим, практичность с изысканностью. Вероятно, потому, что такое сочетание предполагает продуманный индивидуальный подход, а весь образ Ангелы Меркель говорит о том, что как раз времени у нее катастрофически не хватает. Очень жаль, что это проявляется не только в одежде, но и в руках, которые не знают маникюра: для женщины это вообще приемлемо лишь в том случае, если она сутки проводит у плиты или за стиркой.
То же самое относится к прическе, которой зачастую просто нет. А ведь короткая стрижка, какую предпочитает Ангела Меркель, дает массу возможностей для выражения. Все сказанное справедливо и в отношении макияжа. Ангела Меркель – живое олицетворение правила визажа: коричневая, бежевая, рыжевато-коричневая помада может использоваться лишь при белых зубах. Не следует забывать о том, что два одинаковых цвета сливаются в пятно одного оттенка. В результате, нанося помаду коричневых тонов при не самых белых зубах, мы получаем отнюдь не эстетичный эффект.
По всему видно, что Ангела Меркель – женщина, которая может выглядеть стильно и эффектно, и так же видно, что ей это просто не интересно. И как политику, и как женщине. Безусловно, столь уважаемая дама имеет право относиться к себе так, как считает нужным она. Но также безусловно то, что речь идет о впечатлении, которое человек производит на окружающих. Тем более, что немецкому канцлеру есть, что сказать общественности. Нельзя поспешно апеллировать к тому, что о серьезности Меркель и так известно, потому что одежда и прическа – неотъемлемые атрибуты образа, который создает любой публичный человек.
Кто производит совершенно противоположное мнение, так это французский деятель Сеголен Рояль. В соответствии со своей фамилией, она способна выглядеть с поистине королевским шармом. В облике этой леди ничего не нужно добавлять или убавлять, все гармонично, лаконично и продуманно. При своей изящной, но не вычурной одежде, простой стрижке и естественном макияже она выглядит достойной представительницей страны, являющейся законодательницей моды. Возможно, потому, что простота и изящество – сочетание, требующее особого умения, а естественный макияж, как говорил великий француз Кристиан Диор, требует больше всего косметики.
Если обратиться в сторону США, то картина совершенно другая. Миссис Клинтон вызывает двойственное чувство. При почти идеальном макияже, которому не позволяет быть совершенным лишь чрезмерное количество пудры, при безукоризненной прическе и дорогой одежде, даже с книгой про Ирак в руках, она умудряется выглядеть консервативной школьной директрисой. Брючные костюмы, к которым Клинтон так привязана, не лучший выбор для женщины-политика, чем более, что у этой дамы вполне нормальная фигура. О склонности миссис Клинтон к длинным брюкам нелестно отзывалась и знаменитый модельер Донателла Версаче: «Она должна понять, что женственность – это шанс для нее, и не надо равняться на политиков-мужчин». Пожалуй, единственное, что можно похвалить и перенять у образа Хилари Клинтон, это превосходно выкрашенные глаза с нейтрально-серыми или персиковыми тенями, которые делают голубой цвет радужки еще ярче, а лицо делали бы свежее, если бы не чрезмерное количество пудры.
Лицо внешней политики США — статус, который ко многому обязывает. И госсекретарь Штатов Кондолиза Райс соответствует этому статусу безошибочно. Этой женщине с ухоженной внешностью и хорошей фигурой идут практически все цвета. Единственная ошибка, которую она могла бы допустить — это носить вещи с рисунком, особенно цветочным или орнаментальным. Такой наряд мгновенно превратил бы выдержанную темнокожую даму в карибского бармена. Но очевидно, что стилисты отдают себе отчет в том, что образ умной, уверенной и агрессивной руководительницы создается совершенно другими сочетаниями. Например, строгой черно-белой классикой, в которой Райс выглядит роскошно и нарядно. Серый, жемчужно-серый, бежевый, кремовый, белый — цвета, которые создают имидж по-настоящему стильной женщины. Ведь выглядеть броско, будучи одетой в неброский цвет, это особое умение.
Единственный яркий акцент, который позволяет себе г-жа Райс — насыщенный оттенок красной либо вишневой помады. В принципе, деловой стиль не предполагает красной помады вообще, и в дневное время тем более. Но тенденции постепенно меняются, такой вариант становится приемлемым. К тому же, на черных женщинах красная помада смотрится не так вызывающе, как на белых: ниже контраст. Это стоило бы взять на заметку не только негритянкам, а вообще всем женщинам со смуглой кожей.
Самого изысканного стиля из мировых женщин-политиков придерживается королева Англии Елизавета II. Ее цвета – фисташковый, розовый, бирюзовый, сиреневый, небесно-голубой, цвет морской волны. Фактура тканей мягкая, легкая, текстуры всегда изысканные, в расцветке один цвет представлен переливами полутонов. Костюм дополняется головным убором, непременной шляпкой с украшением, тон и фактура которого всегда соответствуют материалу костюма. Вся одежда идеально смотрится на фигуре, возрастные особенности скрываются умело и непринужденно: не толстым слоем пудры и мотками украшений, а перчатками, шарфиками, неброским макияжем.
О последнем стоит сказать отдельно. Елизавета II – образец для всех женщин, которые и в зрелом возрасте стремятся выглядеть красиво. В профессиональной практике существует так называемый возрастной макияж. Он подразумевает использование легких тонов и текстур декоративной косметики, что означает отказ от густого слоя помады, насыщенных румян, яркого мерцания теней. Не стоит использовать на губах только блеск, без помады, потому что его прозрачная текстура хорошо смотрится лишь на молодых губах, у которых хватает естественного цвета. Цветовая гамма возрастного макияжа подбирается индивидуально. Качество косметики возрастает, ибо средства любого качества, кроме высшего, способны забиваться в мелкие морщинки в области глаз, губ, щек. В целом, можно подтвердить, что английская королева заслуженно считается самой элегантной женщиной современности.
Сюзанна Алиева |