$IMAGE1-right$ Газета «Наш Мир» Беседа с инокиней Марфой, директором православной школы в Вифании (Палестина) – Матушка, расскажите, пожалуйста, как возникла в арабском поселении православная школа? – Школа для арабских девочек-христианок в Вифании – месте близ Иерусалима, упоминаемом в Евангелии, где жили друг и ученик Спасителя Лазарь и его сестры Марфа и Мария, была организована первой игуменией русского монастыря во имя святой равноапостольной Марии Магдалины матушкой Марией в тридцатые годы прошлого века. Так что к настоящему моменту школа имеет более чем семидесятилетнюю историю. За эти годы ситуация на Святой Земле менялась неоднократно. Были и относительно благополучные спокойные периоды, и времена, когда мы находились на военном положении. – Численность арабов-христиан в Палестине за последние годы стремительно падает. Это отражается на жизни вашей школы? – Ситуация заметно усложнилась уже давно – с Шестидневной войны, когда изменились границы государства Израиль и сюда хлынули мусульмане. Арабы-христиане стали покидать Вифанию и эмигрировать в другие страны. К семидесятым годам возник вопрос: что же делать со школой, закрывать ее или оставлять? Было принято решение сохранить ее. С 1972 года школа зарегистрирована как частное христианское учебное заведение. Их много в Святой Земле, но наша – единственная православная. На данный момент у нас из числа учащихся только два процента христиан. Тринадцать православных девочек из арабских семей и семей репатриантов учатся у нас и живут в интернате. Есть еще две девочки – из католических семей. Остальные – мусульмане. Вместе с тем, хочу подчеркнуть, что любая христианская школа здесь, в Палестине, ценится очень высоко, поскольку уровень образования несопоставим с тем, что существует в обычных местных школах. Желающих учиться здесь намного больше, чем школа может принять, – у нас стоит целая очередь. Дело в том, что в нашей школе очень небольшие классные помещения. Если в обычной арабской школе в классе до пятидесяти учеников, то у нас – не больше тридцати. Тем не менее, за последние три года количество учащихся возросло, сейчас их примерно триста пятьдесят человек. Детей при приеме мы тестируем и отбираем. Каждый уважающий себя араб, хоть сколько-то заинтересованный в образовании своего ребенка, соберет последние гроши, но отдаст ребенка именно в частную христианскую школу. Они не бояться перехода своих детей в Православие и, в общем, считаются с тем, что в школе присутствует христианская символика. Хотя, конечно, мы ходим по лезвию ножа – всплески недовольства бывают и со стороны родителей, и со стороны учителей. Например, у нас первое полугодие кончается как раз на Рождество Христово, и мы стараемся провести школьный праздник в рождественском духе. Каждый год приходиться много переживать, потому что реакция со стороны родителей бывает разной. В этом году, например, дети разучивали рождественские колядки на арабском языке – у нас обычно праздники проходят на трех языках: арабском, английском и русском. В тексте колядки были слова "Божия Матерь". На следующий день пришла группа возмущенных родителей с репликами: "Наши дети никогда таких слов произносить не будут!". Но мы все равно пытаемся найти с ними общий язык. В данном случае мы решили эту ситуацию так: дети, которые не хотели петь эту колядку, не пели. – Кто преподает в школе? Архиепископ Марк Берлинско-Германский с инокиней Марфой и паломниками – Нанимаются местные учителя, владеющие арабским языком. У нас двадцать две учительницы на полной ставке и восемь оформлены на полставки. С учителями немножко легче. Половина из них христиане, половина мусульмане. Каждый из них подписывает контракт, где свидетельствует о том, что знает, что идет работать в христианскую школу и никаким образом не скомпрометирует ни наше учебное заведение, ни монастырь, ни сестер. У меня самой педагогическое образование. Я – немка, окончила университет в Германии и преподаю в школе в основном математику – это мой конек, а также английский язык. – А знание русского языка откуда? – Я из немцев Поволжья. Родилась в Караганде, в одиннадцатилетнем возрасте уехала с родителями в Германию. Там перестала говорить по-русски. Понимала, но не говорила. Мы жили там в деревне, вокруг были только немцы. Крестилась в двадцать один год, уже в Церкви начала изучать церковно-славянский, попутно вспоминая русский. Потом, придя в монастырь, все еще с акцентом и ошибками говорила. На Святой Земле я уже пять лет, в школе работаю три года. – Какие предметы у вас изучаются? – В основном программа соответствует курсу, изучаемому в палестинских школах. Отличие в том, что с первого класса у нас изучают английский язык, с пятого – русский, но на элементарном уровне. Дети, живущие в интернате, говорят по-русски более свободно, поскольку постоянно общаются с нами. В неделю у них пять часов английского, пять – математики и семь часов арабского языка. Учебники мы используем те, которые одобрены министерством образования Палестинской автономии. Расписание занятий отличается тем, что выходные дни у нас – пятница и воскресенье, тогда как в Израиле воскресенье – рабочий день. – Вы упомянули об интернате при школе. За счет чего он существует? – Когда организовывали школу, с самого начала шла речь о создании интерната. В основном в нем живут дети из неблагополучных семей. Сейчас, как я уже говорила, у нас живет тринадцать девочек и один мальчик – младший брат одной из воспитанниц. В приюте-интернате мы основное внимание уделяем нравственному и духовному воспитанию детей. Они совершают утреннее и вечернее молитвенное правило в домовой церкви. Монахиня нашего монастыря преподает им закон Божий на родном языке. Девочки находятся на полном обеспечении, куда входят оплата образования, питание, одежда, медицинское обслуживание и транспортные расходы, так как раз в пять-шесть недель дети посещают свои семьи. – Какова плата за образование в школе? – Так как это частная школа, то учащиеся, конечно же, платят. Официальная плата с первого по четвертый класс – 1800 шекелей в год, с 5 по 9 класс – 2100 шекелей. По сравнению с другими христианскими школами эта оплата минимальна. Взносы родителей за обучение покрывают только треть расходов на содержание школы. Вторая треть поступает от английской благотворительной организации, которая спонсирует христианские образовательные учреждения по всему миру, особенно в Палестине, Ливане и Сирии. Эта поддержка осуществляется еще с 1956 года. Она требует от нас многих усилий. Английские благотворители находят спонсоров, готовых оплачивать обучение детям из малообеспеченных семей в нашей школе. У нас таких сто пятьдесят человек. Третья часть средств – это добровольные пожертвования. У нас коммунальные счета оплачиваются в первой половине месяца, а зарплата учителям выдается в конце, и у меня всякий раз дрожат коленки: смогу я им заплатить или не смогу? Но Господь всегда дает нам средств ровно столько, сколько нужно. Мы ощущаем Его помощь, заботу о наших детях и о каждой из нас. Без этого мы не смогли бы совершать свое непростое, но столь благодатное и значимое служение в мусульманском мире. Источник: Православие. ру, Ольга Кирьянова
|