Газета «Наш Мир» Российский археолог нашел место, где находился Эдем Поиски земного рая — одно из увлекательнейших занятий, на которое обрекли себя люди, и, видимо, к этой загадке вселенского масштаба они будут возвращаться вновь и вновь. Археолог из новосибирского Академгородка Павел Волков выдвинул свою версию местоположения Эдема. Особая территория Научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН доктор исторических наук Павел Волков — мастер нестандартных подходов к проблемам прошлого. Хотя сразу стоит оговориться, что крайности типа мистических откровений его не интересуют. Необычные взгляды и гипотезы он обязательно пропускает через систему современных знаний. Его многолетние исследования привели к тому, что поиск Эдема нужно вести в направлении строго на восток. По этой версии рай оказался... на месте пустыни Такла-Макан, вернее, под ее песками. Еще точнее — в Таримской котловине, расположенной на территории западной части Китая. Это совсем недалеко от границ Киргизии и Казахстана. Почему именно на эту территорию пал выбор исследователя? К «китайской» версии он пришел путем исключения. «Человек был загнан в рамки тем, что написано в Ветхом и Новом Заветах, — объясняет Павел Волков. — Читаем: «И насадил Господь Бог рай в Eдеме на востоке» (Бытие. II, 8). До сих пор искатели традиционно отправлялись в Месопотамию. Просто потому, что это же восточнее Палестины — места, где, по преданию, были написаны главы Библии. Но, пожалуй, главный мотив исследователей рассматривать Междуречье в качестве прародины человечества — это упоминание в Книге Бытия реки Евфрат, которая и «поныне там течет». Однако кроме Евфрата в тексте писания указаны и другие реки. Но никто до сих пор так и не смог определить на местности эти водные артерии, а также земли, по которым они протекают. «Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото... Имя второй реки — Гихон... Имя третьей реки —Хиддекель... Четвертая река — Евфрат» (Бытие. II, 11-14). Были у прежних исследователей попытки видеть в них и Нил, и Ганг, и Инд. Но эти гипотезы изначально представлялись Волкову сомнительными, так как расстояния между названными природными артериями очень большие. Тогда ученый из Новосибирска обратил особое внимание на то, что в Библии Эдем (Едем) описывается как ограниченная территория. Ограда райского сада должна быть непреодолимой. Реки, моря или пустыни в этой роли недостаточно надежны. Отличным ограждением могли быть только очень высокие горы. В то же время место Эдема должно быть просторным. На Иранском нагорье таких мест не видно. Тогда ученый сменил масштаб и решил посмотреть на карту не только Ближнего Востока, но и на всей Центральной Азии. Мест с подходящими географическими особенностями, где бы мог располагаться Эдем, на современной географической карте нет. Почти нет. Территория, окруженная высочайшими горными цепями, на востоке от места написания Книги Бытия только одна. Это Таримская котловина. Она образована горами: самым высоким в мире Тибетским нагорьем — с юга и совсем не низким Тянь-Шаньским массивом — с севера. Эти естественные препятствия делали предполагаемый рай идеальным местом с уникальным компактным расположением разнообразных природных ландшафтов, а главное, со своим духовным миром, лишенным влияния извне, ведь сам Господь собирался здесь жить с человеком. Массив Тянь-Шань поднялся в результате стремительной подвижки материковых плит. Новый хребет замкнул собой гигантскую кольцеобразную горную структуру вокруг сравнительно плоской равнины, которая оказалась практически полностью отрезанной от внешнего мира. Защищенность от холодных континентальных ветров создала в новообразовавшейся котловине ровный, теплый и мягкий микроклимат, весьма благоприятный для разнообразного животного и растительного мира. Жизнь здесь на долгие годы приобрела свои, особые черты. Окружающие горы не могли перейти дикие звери, похоже, не преодолевали и птицы... Мир здесь как бы разделился надвое: на внешний и внутренний. Внутри — автономная система рек, полноводные озера, пышные леса в низинах и цветущие луга на холмах.Продолжалось такое, почти тропическое великолепие совсем недолго. Вероятно, именно в это время и происходит образование «восточных ворот» котловины, через которые могли выйти не только обитатели Эдема, но и ворваться веяния мира внешнего. В котловине происходит быстрое высыхание рек и озер, по геологическим масштабам — почти мгновенное заполнение территории песком. Сейчас Таримская котловина — исключительно унылое место. Родина евфратских тополей «Китайская» версия хорошо вписывается не только в библейскую хронологию (человек создан раньше рая, избран и потом уже помещен в этот отдельный мир), но и стыкуется с ныне известными фактами появления следов человека на Земле. Правда, ученые до сих пор спорят о прародине человечества и о времени появления предка современного человека. Например, есть данные о существовавших около 4 миллионов лет назад в Восточной Африке древнейших гоминид. Антропологи предполагают их достаточно непростую эволюцию, в результате которой часть из них приобрела способность изготавливать из камня простейшие изделия. Человекообразных назвали Homo habilis и Homo erectus. Вероятно, именно они оставили нам артефакты олдувайской археологической культуры. Следы человека появляются значительно позже. Появляются они внезапно и без каких-либо «исторических корней». Обнаружены также свидетельства существования древнего человека в Европе и на Ближнем Востоке. «На Ближнем Востоке» звучит отрадно, но... от месопотамского Эдема это все же далеко», — говорит Волков. «Китайский» вариант размещения рая в данной ситуации соблазнителен не только выгодной конфигурацией самой Таримской котловины, но и своей пригодностью на роль места для отступления Адама, выдворенного из рая. «И выслал его Господь Бог из сада Eдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Eдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие. III, 23-24). Господь отправил от себя человека, вооружив профессией землепашца. «И что с такой специальностью делать на востоке от Междуречья, где традиционно ищут рай? — задает вопрос Волков. — Там безжизненные нагорья и пустыни. Ни о каком земледелии и речи быть не может. Прожить там способны только кочевники-скотоводы, может быть, охотники-собиратели вроде австралийских аборигенов... Кто угодно, но только не земледельцы. А вот на востоке от пустыни Такла-Макан весьма плодородные земли». Путь Адама проделал и Каин, убивший Авеля. «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Бытие. IV,16). И этот изгнанник тоже был земледельцем.Но вот как с рекой-то быть, с Евфратом? Волков предлагает отнести этот момент на известные особенности психологии человека — на стремление переносить в новую жизнь старые названия. Чем сильнее потеря, тем больше желание сохранить хоть как-то память о прошлом. Намеки на «китайское» расположение Эдема Волков находит в самых разных источниках. В качестве примера ученый приводит цитату из газеты «Жэньминь жибао»: «Говорят, что евфратские тополя уйгуры (один из древнейших тюркоязычных народов) называют «токлак», прибавьте сюда «макан» — и будет означать, что пустыня Такла-Макан — «Родина евфратских тополей». «Как вам это?!» — спрашивает Волков. В этой истории еще более интересный финал. И чувствуется, что Волков штурмовал чью-то неземную мудрость, потому как вывод вселенски глобален, хотя на вид по-детски прост. Ученый пришел к новому вопросу: а может ли вообще быть найден рай земной, если даже его новые координаты и окажутся правильными? В Таримской котловине одни из самых жестких климатических условий на земле. Летом здесь — настоящее пекло, жара порой достигает 50 градусов. Зимой — властвуют лютые ветры. Кроме того, вся обширная территория покрыта слоем песка толщиной до полукилометра. Раскопать все это никаким археологам не под силу. Но еще труднее понять, что там можно найти в качестве доказательства существования Эдема. Если принять как данность, что человек находился в нем недолго, а главное, жил в идеальном мире, созданном Богом, то получается, что он ни в каком ремесле для своих рук не нуждался, а значит, никаких орудий труда и следов жизнедеятельности оставить после себя не мог. Но исследователь не отчаивается, потому как, по его словам, приступил к глобальной интереснейшей теме, по которой вопросов, наверное, всегда будет больше, чем ответов. И хотя вопрос о местоположении Эдема не самый важный в числе богословских, он интересен и археологам, и всем любознательным. Константин Клещин |