Газета «Наш Мир» Социологическая организация Pew Research Center (США) опубликовала в конце февраля результаты исследования, посвященного религиозной жизни американцев. Исследование проводилось в рамках проекта Pew Forum on Religion & Public Life. Было опрошено 35 тыс. жителей США в возрасте от 18 лет. Социологов интересовала не только актуальная религиозная принадлежность опрашиваемых, но и их «религиозная биография». Воспитывались ли они в той или иной вере? А, может, их родители были агностиками или атеистами? Сменили ли они веру впоследствии? Выяснилось, что 28% действительно не стали продолжать «традиции отцов». Кто-то перешел в другую религию, кто-то стал неверующим, кто-то, напротив, «пришел к Богу». Если учитывать переходы из одной протестантской деноминации в другую, то таких американцев и вовсе 44%. Все течет, все меняется. США остаются преимущественно христианской страной. Во всяком случае, 78,4% американцев считают себя христианами. Лидируют протестанты – они составляют 51,3% от общего числа опрошенных. Социологи разделили протестантов на три течения: evangelical Churches (харизматы), mainline Churches (епископалы, лютеране, пресвитериане, члены Американской баптистской Церкви и Объединенной методистской Церкви США) и афроамериканские протестантские деноминации. Харизматов среди американских протестантов больше всего – 26,3%. По мнению декана факультета религиоведения Бостонского университета профессора Стефена Протеро, американцев все меньше привлекает «организованная религия». «Они склоняются в сторону индивидуального религиозного переживания, а харизматические Церкви именно на это и делают упор», – сообщил Протеро газете The New York Times. Крупные Церкви с жесткой иерархией, по его мнению, уделяют меньше внимания каждому верующему, и поэтому теряют их. В то же время религиовед из Университета Дьюка (штат Северная Каролина) Элеша Коффман данные Pew Forum по протестантам оценивает критически. Терминами evangelical и mainline, по его мнению, вообще сложно адекватно описать состояние американского протестантизма. Американец может сказать социологу: «Я принадлежу к южным баптистам». Социолог запишет: «харизмат». Однако этот же опрошенный не в состоянии сформулировать основы своей веры. Таких верующих харизматы «своими» не считают. Крупные Церкви теряют верующих и не могут компенсировать недостачу за счет новообращенных. Выигрывают малые общины. С одной стороны, это можно считать победой частного над общим, «я» над «мы». Но, с другой стороны, в малых общинах «я» подавляется сильнее, чем в крупных. Чтобы сделать различие более наглядным, можно представить себе большой город и деревню. В деревне «я» у всех на виду. Малая религиозная община – та же деревня. Жажда свободы оборачивается бегством от свободы. Впрочем, тенденция к индивидуализации религии в США действительно имеет место. 16,1% опрошенных заявили, что не принадлежат к какой-либо конкретной религиозной традиции или организации. Причем атеистов и агностиков среди них лишь четверть. Остальные либо «не определились», либо не желают сковывать себя рамками уже существующих религий. 4% среди них воспитывались в семьях неверующих, то есть со временем «обрели веру», но не смогли определиться, к какой из существующих религий эта вера ближе. Когда мы говорим об особой «американской религиозности», перед глазами мелькают образы экзальтированного телепроповедника или пары Свидетелей Иеговы, которая в дверь стучится, а в дом не входит. Между тем иеговисты, судя по данным Pew Forum, переживают в Америке не лучшие времена. Мало того что их всего 0,7% – две трети американцев, воспитывавшихся в семьях Свидетелей Иеговы, утверждают, что сейчас они уже не имеют никакого отношения к этому движению. «Нет ничего удивительного в том, что им по-прежнему приходится стучаться в двери», – так директор Pew Forum Луис Луго прокомментировал данные исследования в журнале Time. Есть проблемы и у католиков. Почти четверть населения США (23%), по данным Pew Forum, принадлежит к Католической Церкви. Эта цифра практически не изменилась с 1972 года. Стабильность? Все не так просто. 10% опрошенных сообщили, что воспитывались в католической традиции, но, будучи взрослыми, оставили католицизм. То есть 10% американцев – бывшие католики. В том что Католическая Церковь в США утрачивает реноме среди коренных жителей – нет ничего удивительного, достаточно вспомнить последние скандалы со священниками-педофилами. Впрочем, социолог из Джорджтауна Мэри Готье полагает, что многие католики, не посещающие богослужения, зачастую перестают считать себя таковыми. У них формируется «комплекс греховности», они считают себя недостойными членами Церкви. Чего не скажешь о методистах. Мнение Готье приводит газета The Washington Post. В таком случае за счет чего американским католикам удается удерживать стабильный процент? Ответ прост: за счет иммигрантов. 46% граждан США, не родившихся в этой стране, – именно католики. Треть взрослых католиков в Соединенных Штатах составляют выходцы из Латинской Америки. Не исключено, что в ближайшие годы латиноамериканцев в Соединенных Штатах станет еще больше. Изменится демографический рисунок – изменится и «карта религиозности». Католиков может стать больше. Протестанты менее активно перебираются в США. Сегодня протестантов в Соединенных Штатах – более половины населения. Однако аналитики Pew Forum пытаются заглянуть в будущее: как могут измениться эти цифры? Среди людей в возрасте от 70 лет и старше 62% заявляют о принадлежности к той или иной протестантской деноминации. Зато среди молодежи (от 18 до 29 лет) этот процент существенно ниже – 43%. При этом 25% молодых людей не отождествляют себя с конкретными религиозными общинами или течениями. «Если общая тенденция сохранится, – резюмируют социологи, – то число протестантов сократится, а число людей, не принадлежащих к какой-либо конкретной религии, безусловно, будет расти». Журналисты газеты The Los Angeles Times после публикации исследования побеседовали с 53-летним Стивеном Сэвэджом, жителем Сан-Диего. Его мать росла в лютеранской семье, отец – в католической. Позже они стали прихожанами Епископальной Церкви США. Затем решили, что одна из протестантских харизматических общин подходит им больше. Стивен и его жена поначалу были пресвитерианами, но затем присоединились к небольшой общине, которую невозможно ассоциировать с каким-либо определенным течением в протестантизме. «По большому счету, моя вера не меняется. Я всего лишь поменял бренд», – говорит Сэвэдж. Ни убавить, ни прибавить. «Религиозный супермаркет» в действии...
|