Газета «Наш Мир» В новом фильме, взявшем за основу исламскую трактовку жизни Иисуса, Христос изображен как пророк, а не как Сын Божий. Режиссер картины, по собственным словам, рассчитывает на понимание зрителей Видео В дверях появился мужчина в длинных одеждах. "Это Иисус", – указал на него другой. Иисус присел и принялся чистить апельсин, а второй человек, Надер Талебзаде, начал свой подробный рассказ, стремясь как можно точнее высказаться по щекотливым вопросам. Талебзаде – иранский режиссер, чей новый фильм основан на исламской трактовке жизни Иисуса. В нем человек, которого христиане считают Мессией и Сыном Божьим, предстает в виде гонимого иудейского пророка и провозвестника пришествия Мухаммеда, который стал основоположником мусульманской веры. Можно догадаться, что подобный фильм вряд ли окажется популярен в консервативных американских штатах. Картина снималась почти 10 лет: основой для сценария послужили Коран и так называемое "Евангелие от Варнавы". Текст "Евангелия от Иуды" содержится в написанном на коптском языке папирусном кодексе, в котором содержатся и некоторые другие неканонические произведения – такие как "Послание Петра к Филиппу", "Иаков", Аллогенес и другие. Судьба этого кодекса почти детективна. Обнаружен он был еще в 1983 году, но из-за противодействия прежнего хозяина долгое время не мог быть опубликован, и только в 2001 году его наконец удалось выкупить благодаря содействию Национального Географического Общества (National Geographic Society). Сразу же была создана международная рабочая группа ученых во главе с видным коптологом, профессором Женевского университета Родольфом Кассером. Участники проекта за пять лет смогли прочесть, перевести и прокомментировать текст, а затем и опубликовать его, в том числе в интернете. Исследователи считают кодекс подлинным, датируют его примерно 300 годом от Р. Х. и полагают, что коптский текст является переводным и отражает не дошедший до нас греческий оригинал II века. В фильме "Иисус, дух Божий" говорится, что Христос проповедовал милосердие и совершал чудеса, однако его не распинали и он не воскресал из мертвых. В фильме преподносится кораническая версия жизни Иисуса Христа. "Я молюсь за христиан. Их ввели в заблуждение. Но однажды они осознают правду", – уверен Талебзаде. Его фильм уже показывают на международных кинофестивалях, вскоре он выйдет в более широкий прокат. "Кто-то может воспользоваться этим фильмом, чтобы еще больше демонизировать Иран, – говорит он. – Возможно, это удастся. Но я надеюсь, однажды вы увидите святую цель фильма, и она перевесит. Раньше никто бы не мог представить, что иранец снимет фильм, прославляющий Иисуса Христа". Стоит отметить, что этот же иранец поддерживает президента Махмуда Ахмадинежада и как многие в мире, считает, что к терактам 11 сентября приложило руку американское правительство. "Кто-то что-то подстроил, – говорит режиссер. – И это стало причиной, по которой Америка совершает столько зла в нашей части света". Есть и еще один ироничный момент. Актер, играющий Иисуса, Ахмад Сулеймани-Ниа, в прошлом был солдатом иранской армии, а затем работал сварщиком на Иранское агентство по атомной энергии, которое администрация Буша обвиняет в попытках создать ядерное оружие. Однако подобные вещи не кажутся такими уж странными, когда дело касается Талебзаде. Так, режиссер велел Ние оставаться в образе Иисуса – носить длинные волосы и бороду – в течение семи лет, потому что не знал, когда получится снять следующий эпизод. "Иисус, дух Божий" выходит на иранские экраны в тот момент, когда риторика в отношениях Вашингтона с Тегераном обострилась. Религия давно уже служит камнем преткновения в отношениях Востока с Западом, однако сейчас в интернете, в кино и на телевидении разгорается еще более масштабная культурная война – в ней стороны подвергают нападкам символы и священные тексты, манипулируют ими. Фильм с бюджетом в 5 млн долларов, смонтированный из сериала продолжительностью в тысячу минут, который скоро будет показан по иранскому телевидению, показывает Иисуса в виде пророка. Христос говорит притчами, его движения сопровождают мягкий свет и ангельское пение, пока вокруг грызутся друг с другом зелоты и интриганы-фарисеи. Сценарий и диалоги основаны на исламском учении и тексте, который приписывают последователю Христа Варнаве, – по словам режиссера, Церковь скрывала это евангелие, чтобы не подрывать основ христианской веры. "Евангелие от Варнавы – это недостающее звено, которое мир пока не готов принять. Необходимо обратить внимание на это литературное произведение", – рассказал Талебзаде во время беседы в своем офисе, где мы встретились несколько дней назад за блюдом с фруктами. В длинном одеянии, Ниа-Иисус расположился позади Талебзаде – выглядел он совершенно как рок-звезда 1970-х годов. Тихий и спокойный, раньше он работал сварщиком, а теперь сыграл роль на стыке между Кораном и Новым Заветом. До этого он никогда не занимался актерской игрой, однако его светлая кожа и острые черты лица вкупе с ближневосточным спокойствием создают волшебную ауру – сочетание западной эстетики с восточной духовностью. "Никогда не мог объяснить, что меня так притягивает в Иисусе", – рассказывает Ниа. Он родился в мусульманской семье в горном районе на западе Ирана недалеко от иракского Курдистана. "Это началось, когда я еще был мальчишкой, лет в 7 или 8. Я увидел картину Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" и стал отождествлять себя с Иисусом. Он всегда со мной. В моем районе за длинные волосы и бороду меня зовут Иисусом". Талебзаде вырос в Иране в правление шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. В 1970 году он переехал в Соединенные Штаты, где учился в Американском университете в Вашингтоне, а затем в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Он был свидетелем акций протеста против войны во Вьетнаме, видел отставку Ричарда Никсона. Большую часть этого периода Иран был союзником США. Все изменилось в 1979 году, когда аятолла Рухолла Хомейни возглавил Исламскую революцию и сверг шаха. Тогда в заложники попали 52 американца, которые провели в плену 444 дня. "Я вернулся в Иран, чувствуя, что на Западе совершенно неправильно понимают мою страну, – рассказывает он. – Иран стали считать воплощением зла". В прошлом Талебзаде снял ряд документальных фильмов, например, о конфликте в Боснии и ирано-иракской войне. В 1999 году он приступил к съемкам "Иисуса". Интерес к этой теме зародился у него несколько десятков лет назад, когда он ходил в Тегеране в одну школу с христианами, а затем усилился после знакомства с текстами, приписываемыми Варнаве. "Если в моей жизни есть одна вещь, которую я хотел сделать, то такая вещь – мой фильм", – говорит режиссер. В 2007 году его фильм получил награду кинофестиваля "Религия сегодня" за поддержание межрелигиозного диалога. "Не я сказал, что Иисуса не распинали – так сказал Бог. Так сказано в Коране... Фильм снят с верой, и я попытался сделать его максимально красивым". Автор выражает надежду, что его снятый на 35-миллиметровую пленку фильм положит начало диалогу двух религий: "В XXI веке, когда информация перемещается в мгновение ока, искусство и средства массовой информации должны создать возможность для более дружественной дискуссии различных религий... Мы должны объединять людей, а не сеять рознь и непонимание. Мы должны задать вопрос: "А попытались ли мы заглянуть в эту дверь, чтобы узнать правду об Иисусе?" Некоторые американцы действительно постарались заглянуть в дверь Талебзаде через щелку. В Соединенных Штатах фильм был показан четыре раза, недавно он участвовал в кинофестивале в Филадельфии. По словам режиссера, многие приняли картину с готовностью, зрителей заинтересовали поднятые исторические и религиозные вопросы. "Истина привносит более цельное, особое понимание, – говорит он. – А если дополнить ее творческим исполнением, то это позволит инициировать обсуждение". Ниа-Иисус расправился с апельсином, а Талебзаде, сидя в нагретом полуденным солнцем офисе, продолжал рассказывать о своем фильме, о божественном, о том, как ухватить истину. Затем он повернулся на стуле в сторону Ахмада Сулеймани-Ниа. По прошествии стольких лет режиссер просто молча любуется на то, как актер похож на Христа, как сияют его волосы и горят глаза. Талебзаде со смехом рассказывает, как давным-давно его помощник случайно встретил Нию на улице и заявил режиссеру: "Я нашел вашего Иисуса". Ниа-Иисусу нравится эта история – по его мнению, такое совпадение было предопределено судьбой. |