Газета «Наш Мир» Стремительное распространение Ислама в первые века после его возникновения было подобно взрывной волне. Кочевые, не слишком многочисленные и разрозненные племена бедуинов к тому времени больше тысячи лет кочевали по своей великой пустыне из оазиса в оазис, не помышляя ни о каких завоеваниях, но великая идея Мухаммада о справедливом государстве на этом свете, долженствующем объединить все народы, словно воспламенила их. При жизни Пророка подавляющая часть Аравийского полуострова оказалась политически объединенной под властью Медины. Во время правления же первых трех его последователей, так называемых "трех праведных халифов" (632-656 годы), исламская держава уже включала в себя и Багдад (вскоре этот город превратится в цветущую столицу), и Иерусалим, и Египет. На севере триумфальное шествие мусульман было задержано упорным византийским сопротивлением с греческой империей арабы впоследствии так и не справились. Но на западе и востоке их владения неуклонно расширялись вплоть до 750 года, когда на пике своего могущества династия Омейядов господствовала одновременно над Пиренеями и Гиндукушем, знамена ее развевались на берегах Инда, Нила и Куры, армяне, корсиканцы, белуджи и берберы были ее подданнными. Буквальному переводу с арабского языка на русский слово "ислам" не поддается. Самое близкое, что можно придумать "смирение", "покорность Богу", "предание себя Ему". А известнейший знаток мусульманской теологии, норвежец Фритьоф Шуон, говорит так: "Ислам это встреча Бога, как такового, и Человека, как такового". То есть Всевышний выступает вне любых имен и качеств. Его нельзя увидеть, нельзя выразить доступными нам средствами. "Новое" начинается с мусульманского символа веры. Точно так же, как последователи Иисуса и его апостолов верят "во единаго Бога Отца Вседержителя+ Сына Божия Единороднаго+ распятаго же за ны при Понтийстем Пилате+ и в Духа Святаго, Господа животворящаго+", правоверные мусульмане утверждают: "Ашхаду ан ла илаха илла-л-Лах ва ашхаду анна Мухаммад расул Аллах" ("Свидетельствую, что нет бога, кроме Бога, а также свидетельствую, что Мухаммад посланник Бога"). Ислам и авраамические религии Религиоведение относит мусульман наряду с иудеями и христианами к последователям авраамических религий. Фактически это означает то, что в каждой из них присутствует основополагающая история (пример, представляющий идеальный образец веры) о праотце Аврааме, жившем в XIX веке до н. э., заключившем завет с Богом, в котором Бог за послушание пообещал ему, что он будет отцом множества народов. А практически речь идет о концептуальной и генетической близости великих религий, рожденных одна за другой в Передней Азии. Действительно, их фундаментальные постулаты взгляд на Бога как на личностное творческое начало, четкое противопоставление Добра и Зла, понятие об их непримиримой борьбе идентичны. В каждой из этих систем Мухаммад, Моисей и Иисус, соответственно, призывают человека к чистоте помыслов, распространению законов Божьих, отказу от греха и раскаянию. Награда за праведную жизнь воскресение после Судного дня и вечное райское блаженство. Кроме того, мусульманами признается особенно важным, что все авраамические религии родственны друг другу формой полученного ими Откровения, то есть священными писаниями (арабское выражение "ахл альКитаб", "люди Книги", объединяет представителей трех конфессий). При этом, правда, Коран принципиально отличается от Пятикнижия Моисеева и Евангелий. Он не боговдохновен, подобно Библии, где наряду со словом Божьим звучит и человеческое. Коран содержит прямую речь Всевышнего, переданную Мухаммадом. Принципиальные же, вероучительные расхождения между авраамическими религиями начинаются лишь на богословском этапе с вопроса о природе Господа. Причем надо сказать, что мусульмане "через голову" христиан сближаются здесь с иудеями. И те, и другие не приемлют догмата о Триединстве Божественных Отца, Сына и Святого Духа (Троице), "подозревая" в нем элементы язычества. В то же время те, кто исповедует ислам, конечно, неодобрительно смотрят на национальные пристрастия сурового израильского Иеговы. Кстати, мусульмане свято уверены, что их Пророк приходил на землю не для создания новой религии, а для восстановления старой, истинной веры Авраама, который, согласно Корану, и был первым мусульманином. Иудеи и христиане тоже знали поначалу свет истины, но со временем он для них померк. Любовь Хоботова |