$IMAGE1-right$ Газета «Наш Мир» Говорят, что однажды в приватной беседе с Сергеем Степашиным (в то время премьер-министром России) саудовский принц Фейсал недоумевал: отчего в России самых "отпетых" чеченских и не только террористов называют "ваххабитами"? Ведь настоящие ваххабиты это члены королевской семьи Саудовской Аравии и большинство их подданных, люди сугубо мирные, богатые и процветающие. Они покровительствуют самой священной Мекке, выступают с самых авторитетных университетских кафедр и ни к какому вооруженному насилию не призывают. Все началось в XVIII веке. В пустынной аравийской деревне Эль-Уйайна в семье шариатского судьи родился некий Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб. Похоже, именно отцовская профессия оказала наибольшее влияние на взгляды этого человека: всю жизнь он упорно проповедовал возвращение к чистейшим нормам мусульманского права, призывал всех жить в точности, как Пророк в Медине, обвинял единоверцев в отступлении от буквы Корана к многобожию. "Язычники до Мухаммада жили праведнее, чем современные люди", горячился Ваххаб. Согласно его учению, официально и по сей день называемому "единобожеским", следует упразднить всякую тень культа святых в исламе, "удалить" с небес любых существ, которые за века развития религии по недоразумению или злому умыслу туда попали. Поклонение только Богу, молитва только Ему. По утверждениям цинично настроенных историков, в общественно-политической обстановке той эпохи все это означало лишь желание окончательно вывести Аравию из-под власти Оттоманской Порты, представить султана и его сатрапов как вероотступников. Что, кстати, удалось: объединив усилия с влиятельным торговым кланом Саудидов, пламенный проповедник вскоре подчинил себе почти все свое отечество. А клан, с которым он породнился, правит полуостровом по сей день. Впоследствии его члены неоднократно терпели поражение от турок и их союзников, но затем всегда вновь побеждали. Исламофобия Теперь большинству из нас кажется, что этот термин был всегда, однако на самом деле в широкий обиход он вошел сравнительно недавно в 1997 году, после опубликования британским исследовательским центром "Раннимид Траст" доклада под названием "Исламофобия вызов для всех". Там говорилось, что это зловредное явление заключается главным образом в "изображении мусульманской цивилизации как не отличной от Запада, а просто отставшей от него; мусульманской культуры не как многоликой и прогрессивной, а как застывшей и статичной... фундаменталистской и потенциально угрожающей всем другим культурам".Впрочем, в этом документе также констатируется, что каких-либо "гонений на ислам" в современной Европе практически нет. Нет их и в России, где мусульманское население, по некоторым данным, превышает 20%. Верующим не препятствуют в совершении обрядов, никто не шантажирует их, требуя отказа от убеждений. Федеральная власть оказывает исламским структурам всяческую поддержку. Несколько лет назад при Правительстве РФ был создан Совет по хаджу. Это даже вызвало волнение в других религиозных конфессиях. В обществе зазвучали вопросы: "Почему государство не финансирует и христианское паломничество?"Бытовая исламофобия у нас также не особенно развита. Даже после масштабных терактов в России, приписываемых мусульманам (в Буденновске, Москве, Волгодонске, Беслане) не произошло никаких антимусульманских выступлений. В отличие, кстати, от Америки, где манифестации после 11 сентября 2001 года имели религиозную окраску. Любовь Хоботова |