Газета «Наш Мир» "Newsweek" (Оуэн Мэтьюз): Могут ли сосуществовать ислам и модернизация? Реджеп Эрдоган: Турция достигла того, чего, по мнению людей, невозможно было достигнуть: баланса между исламом, демократией, секуляризмом и модернизацией. Наше правительство показывает, что и религиозные люди могут защищать идеи секуляризма. На Западе нашу партию представляют как "укорененную в религии". Это неправда. Партия Справедливости и развития - это партия не для практикующих религию - это партия большинства турок. Мы абсолютно против этнического национализма, регионального национализма и религиозного шовинизма. Турция с ее демократией - источник вдохновения для всего остального исламского мира. - Вы много говорите о новом мышлении в исламе? - Как политикам, нам не следует вовлекаться в дебаты о модернизации ислама. Мы не имеем на это права, не будучи мусульманскими богословами. Но мы должны говорить о месте мусульман в современном обществе и их вкладе в современный образ жизни. Мы, например, можем говорить о месте и роли женщин. Наша партия сегодня - лучший способ для турецких женщин реализовать себя в политике. Именно у нашей партии самое большое число женщин-депутатов парламента. - Если у Вас такие либеральные взгляды, то почему же Вас преследовали как исламиста? - Cейчас я не буду это комментировать, поскольку данный вопрос по-прежнему находится в судебном разбирательстве. - Как изменилась религиозная составляющая в турецком обществе за годы Вашей жизни? - Принципы религии остались те же самые, изменилось отношение людей к ней. Урбанизация принесла с собой повышение жизненного уровня и дифференциацию в понимании многих аспектов жизни. В прошлом у людей не было альтернатив, а сейчас мы сталкиваемся с проблемой свободы выбора. Мы также должны учитывать права и свободы немусульман. Например, мы сейчас совершенствуем строительное законодательство таким образом, что вместо четкого понятия "мечеть" вводим более общее "место религиозного поклонения". На государственные деньги восстановлена армянская церковь на берегу озера Ван. Мы также изменили закон о религиозных фондах с тем, чтобы вернуть им конфискованную государством собственность. - Но так вновь и не открыта православная семинария на острове Халки, близ Константинополя? - Это в большей степени образовательная, а не религиозная проблема. Необходимо прежде решить с Грецией ряд двусторонних вопросов, например, вопрос об образовании для этнических турок, проживающих в Западной Фракии. Вскоре мы намерены решить этот вопрос. - Какова роль Турции в последних переговорах между Израилем и Сирией? - 40 лет между Турцией и Сирией не было дипломатических отношений. Когда наша партия пришла к власти, мы приняли решение нормализовать эти отношения. Смысл нашей политики - приобретать друзей, а не наживать врагов. Имея хорошие отношения, как с Сирией, так и с Израилем, мы подталкиваем обе стороны к более активным отношениям друг с другом. Мы общаемся с лидерами обеих стран, ведь, что очень важно, если мы найдем основание для мира, это окажет большое позитивное влияние на весь Ближний Восток. - Верите ли Вы в то, что Израиль собирается напасть на Иран? - Для политика рассуждать о намерениях руководства других стран было бы большой ошибкой. Я не думаю, что произойдет что-либо подобное. Если вдруг что-то и случится, то я не могу представить, что произойдет с Ближним Востоком. Об этом даже страшно подумать. Моя большая надежда состоит в том, что Израиль остановит использование силы на Западном Берегу. Гражданское население, старики и дети гибнут также в секторе Газа. Мы должны быть справедливыми - нельзя поддерживать использование вооруженной силы одной стороной и обвинять в этом же самом другого участника конфликта.
|