Газета «Наш Мир» В опубликованном на прошлой неделе прогнозе Фонда населения ООН утверждается, что за ближайшие 40-50 лет население России сократится с нынешних 142 миллионов до 100 миллионов. В докладе этого ведомства высоко оцениваются предпринимаемые в последнее время правительством страны меры по повышению уровня рождаемости и увеличению средней продолжительности жизни россиян. Однако этого недостаточно, чтобы переломить воздействие факторов, негативно влияющих на демографическую ситуацию: неизбежное сокращение количества женщин репродуктивного возраста, плохое качество здравоохранения, многочисленные автомобильные и промышленные аварии, распространенный алкоголизм, а также социальные условия, не способствующие созданию семьи. Последствия этих тенденций должны вызывать тревогу, причем не только у России и ее политического руководства, но и у Соединенных Штатов. Никакие нефтегазовые доходы, попадающие в руки кремлевских плутократов, не спасут Россию от системного упадка, если эти излишки не будут вкладываться в здравоохранение и социальное обеспечение, модернизацию промышленности и создание реальных стимулов для повышения рождаемости. Российские власти отрицают очевидное. Официальные круги трубят о повышении рождаемости в последние годы. Но эта тенденция эфемерна, поскольку она связана с временным увеличением числа женщин репродуктивного возраста, порожденного 'малым бэби-бумом' 1980-х. После распада СССР в России наступили трудные времена, и уровень рождаемости снизился. За 1992-2007 гг. количество умерших превысило количество родившихся на 12 миллионов. Сокращение численности трудовых ресурсов ощутят на себе вооруженные силы, сельское хозяйство, и другие сектора экономики. Этнические русские уже опасаются превратиться в меньшинство на Дальнем Востоке, в районах, граничащих с Китаем. А Россия, испытывающая чувство незащищенности, обеспокоенная сокращением человеческого капитала и нерушимостью границ, скорее всего будет весьма непростым партнером для Запада. В ходе нынешней президентской гонки вопрос о необходимости улучшить отношения с Россией практически не затрагивается. А ему следовало бы уделить серьезное внимание. Немногие другие страны обладают таким же потенциалом в плане угрозы нашей безопасности. Россия по-прежнему располагает гигантским ядерным арсеналом, плохо охраняемыми запасами ядерных материалов, объектами, представляющими собой вожделенную цель для террористов, и неразборчивой в средствах военной промышленностью, имеющей клиентуру по всему миру. Помимо всех этих тревожных материальных факторов, политическое руководство страны крайне недовольно нарушением Америкой (как оно считает) своих обещаний после окончания 'холодной войны'. Оно рассматривает расширение НАТО при администрации Клинтона, выход президента Буша из Договора по ПРО, планируемое Белым домом размещение объектов противоракетной обороны в Польше и Чешской Республике, а также недавнее признание независимости Косово как проявления высокомерия и попытки унизить Россию. На этом фоне поддержка Америкой прозападных движений на Украине и в Грузии приобрела в глазах кремлевских лидеров угрожающие обертона. Президент Владимир Путин и его советники подозревают Вашингтон в стремлении 'окружить' Россию и проникнуть в зону, которую Москва называет 'ближним зарубежьем'. Независимо от того, порождены эти страхи паранойей, или нет, для российских внешнеполитических элит сегодня характерно единодушие относительно намерений США, и это не может не тревожить. Они, в частности, сетуют на то, что администрация Буша стремится заручиться поддержкой Путина, чтобы заставить Иран прекратить обогащение урана, но не желает в качестве ответного шага уважать российские интересы. Они возмущаются засильем в Вашингтоне мышления времен 'холодной войны' - восприятия России как побежденной державы, чьи интересы безопасности не следует принимать всерьез. Архитекторы внешнеполитической стратегии Москвы делают вывод, что конечной целью 'ястребов' в администрации Буша является смена режима в России. Следующему президенту США придется устранять ущерб, нанесенный очень важным для нас отношениям с этой страной двумя своими предшественниками. Это не означает, что он должен делать вид, будто Путин и подобранный им преемник Дмитрий Медведев - демократы и последователи Джефферсона. Договариваться следует о сокращении ядерных арсеналов, снятии баллистических ракет с боевого дежурства, предотвращении новой гонки вооружений с Москвой, обеспечении безопасности ядерных материалов, разработке взаимовыгодных соглашений по газопроводам. Необходимо также относиться к России как к стране, обладающей чувством гордости и законными интересами безопасности. Россия, разбогатевшая за счет энергетических доходов, но слабая из-за системного социального упадка, может превратиться в опасно озлобленного 'возмутителя спокойствия', а не партнера в построении мирного международного порядка. И лучший способ укрепить безопасность США для следующего президента - это помочь России преодолеть беспокойство относительно намерений Запада и собственную внутреннюю слабость.
|