Газета «Наш Мир» Президент Таджикистана обсудит в Казахстане региональную транспортную стратегию Сегодня в Казахстан с официальным визитом прибывает президент Таджикистана Эмомали Рахмон. В ходе переговоров с Нурсултаном Назарбаевым он обсудит перспективы двустороннего сотрудничества и, как сообщает президентская пресс-служба, подпишет ряд межгосударственных соглашений. Планируется обсуждение таких актуальных вопросов, как совместное использование водноэнергетических ресурсов региона и практическая реализация казахстанской инициативы по созданию союза центральноазиатских государств, сообщил «НГ» пресс-секретарь МИД Казахстана Ильяс Омаров. В апреле Астану посетили главы Киргизии и Узбекистана. И потому следующий за ними приезд таджикского президента в столице Казахстана расценили как очередное подтверждение трансформации этой страны в один из влиятельных центров региональной политики, отметил Ильяс Омаров. В последний раз Эмомали Рахмон побывал с официальным визитом в Казахстане два года назад. Президенты подписали пакет важных документов, достигнув договоренностей по многим ключевым моментам. Нурсултан Назарбаев посетил Таджикистан в сентябре минувшего года. Тогда Душанбе заверил Астану в поддержке казахстанской инициативы по углублению экономической интеграции центральноазиатских стран. Приоритетными направлениями торгово-экономического сотрудничества являются горнодобывающая промышленность, цветная металлургия, машиностроение, агропромышленный комплекс, энергетика, легкая промышленность, транспорт и коммуникации. Ежегодно растет товарооборот между двумя странами. Если в 2006 году объем взаимной торговли составил свыше 185 млн. долл., то в прошлом году он увеличился на 64%, превысив 303 млн. долл. Среди стран СНГ по объему внешней торговли Казахстан занимает вторую позицию после России. В ближайшее время стороны планируют создать межгосударственный совет по реализации совместных проектов, а также казахстанско-таджикский инвестиционный фонд по аналогии с Киргизией. Астана пытается привлечь на свою сторону Душанбе и Бишкек, которые в отличие, например, от Ташкента признают экономическое лидерство Казахстана в Центральной Азии. Кроме того, Таджикистан и Киргизия нуждаются в долгосрочных инвестициях, которые готов предоставить Казахстан, считает директор группы оценки рисков, советник евразийского клуба банкиров Досым Сатпаев. Сейчас казахстанский бизнес уже присутствует в Таджикистане. Ряд проектов здесь реализует государственная холдинговая компания Казахстана «Самрук», некоторые банки второго уровня. Помимо финансового сектора Казахстан стремится закрепить свое влияние в водноэнергетической сфере, горнорудной промышленности, в областях транспорта и телекоммуникаций, заметил «НГ» казахстанский политолог. В феврале Душанбе обратился к международному сообществу с призывом об экономической помощи. Это было связано с тем, что кризисные явления негативно отразились на продовольственном снабжении страны, поставили в крайне тяжелое положение промышленные предприятия. В то же время у этой республики испортились отношения с некоторыми российскими компаниями. Тогда, кстати, Казахстан оказал соседу гуманитарную помощь в размере более 1,5 млн. долл. Тем не менее некоторые решения казахстанского правительства, направленные на защиту внутреннего энергетического и продовольственного рынков, могут ударить по Таджикистану. В частности, речь идет о введении запрета на экспорт казахстанского зерна до сентября этого года, а также повышении экспортной пошлины на вывоз сырой нефти. «Все это беспокоит Душанбе, который сильно зависит от поставок казахстанской пшеницы и ГСМ. Поэтому нельзя исключить, что Рахмон сделает на этом акцент во время переговоров с Назарбаевым», – пояснил «НГ» Сатпаев. Согласно официальным данным, более 90% всей продовольственной пшеницы и муки, а также около 40% горюче-смазочных материалов Таджикистан импортирует из Казахстана. Что касается других совместных проектов между Казахстаном и Таджикистаном, то следует вспомнить, что в ноябре прошлого года в Душанбе восемь стран согласовали транспортную стратегию стоимостью более 18 млрд. долл., отметил эксперт. Эта стратегия предусматривает развитие и реабилитацию автомобильных дорог, аэропортов, железных дорог. Проект был согласован на шестой министерской встрече, в которой приняли участие представители Афганистана, Азербайджана, Китая, Казахстана, Киргизии, Монголии, Таджикистана, Узбекистана, Азиатского банка развития, Всемирного банка и других международных организаций. Стратегия охватывает шесть приоритетных транспортных коридоров, связывающих страны между собой и рынками Европы, России, Восточной и Южной Азии, Персидского залива и другие. В то же время сейчас на государства Центральной Азии приходится менее 1% всей торговли между Европой и Азией. Это приводит к тому, что страны региона находятся на периферии основных торговых маршрутов. Например, Казахстан, по данным Всемирного банка, занимает лишь 133-е место из 150 стран с точки зрения транзитной привлекательности. «Попытки перетянуть на себя часть транспортных маршрутов с Востока на Запад также важны и для других стран Центральной Азии, которые хотят за счет транзита существенно пополнить поступления в бюджет. Это актуально как для Таджикистана, так и для Казахстана, который уже принял транспортную стратегию», – добавил Сатпаев. Отдельной строкой в программе визита Эмомали Рахмона в Казахстан стоит Рогунская ГЭС. Таджикистан, переживший минувшей зимой энергетический кризис, намерен в кратчайшие сроки достроить Рогунскую ГЭС. Но для строительства гидроэнергетических объектов на трансграничных реках необходимы средства и согласие соседей по региону. Главный противник строительства Рогунской ГЭС – Узбекистан. Власти этого государства, расположенного в бассейне рек Сырдарьи и Амударьи, уверены, что возведение грандиозного объекта вызовет экологическую катастрофу. Все попытки Эмомали Рахмона переубедить Ташкент до сих пор заканчивались неудачей. Теперь он надеется достичь успеха с помощью президента Казахстана. С этой целью Рахмон привез в Астану предложение принять участие в строительстве ГЭС.
|