Газета «Наш Мир» Нищие, попрошайки, бродяги... Почти каждый день видим мы их на станциях метро, на улицах, у дверей в крупные магазины... Часто грязные, неопрятные, пахнущие перегаром и немытым телом, со следами вчерашних побоев, протягивающие опухшие ладони или назойливо преследующие с пластиковым стаканчиком прохожих, – какие чувства вызывают они? Раздражение, брезгливость, отвращение и даже страх. И уж в последнюю очередь – жалость, сочувствие и желание помочь. Привычная сцена: черноволосая, чернобровая женщина с золотыми зубами толкает перед собой инвалидное кресло с сидящим в нём безногим и (или) безруким мужчиной в военной форме... на коленях пакетик для денег... Подать? Но ведь вчера по телевизору показывали передачу про цыганскую мафию, делающую целый бизнес на нищих. Вон, вон ещё одна стоит – непонятно какой национальности, с крашеными жёлтыми волосами, чёрными у пробора... на руках беспробудно спящий младенец (говорят, родничок смазывают водкой, чтоб спал крепче... уже годам к четырнадцати такой ребёнок будет законченным алкоголиком). И ей подать? А вот старуха... почему у неё такое странное выражение лица? Что это она так низко голову опустила? А-а, понятно: на днях по телевизору сказали, что в Москве орудует целое сообщество, где артистов гримируют, объясняют некоторые приёмы и посылают милостыню просить...Одна из них, точно!.. О, "классика жанра" – пьяный бомж! Может, и этому подать?! Ну, уж нет. Да он эти деньги пропьёт через десять минут. Дома дети, неужто надо от них отрывать, чтоб кормить и поить всяких проходимцев?.. Вот довольно распространённые рассуждения современного человека. И надо сказать, что многие из думающих так верят в Бога, усердно посещают храм и регулярно читают Евангелие... И в одной из первых же глав этой Книги взгляд привычно скользит по словам: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". Мысленно соглашаемся: да, милостивые... Знакомое слово. Откуда-то всплывает в памяти – "блажен, иже и скоты милует"... Ну, да, вон преподобный Серафим насекомых не трогал, терпел боль от укусов... Да, и вот это: "Суд без милости не сотворшим милости"... Нет, это точно не про того, с кровоподтёком на лбу и заплывшими глазами, зловонного... И не про ту цыганку. Это про что-то другое, возвышенное... А здесь – грязь, грех, обман... Лучше уж деньги на хорошую книжку потратить... Кстати, о книжках. В замечательной повести горячо любимого многими писателя Ивана Сергеевича Шмелёва "Богомолье" есть такой эпизод: "...В убогом ряду отчаянный крик и драка. Кто-то бросил целую горсть – "на всех!" – и все возятся по земле, пыль летит. Лежит на земле старушка, лаптями сучит, а через неё рыжий лезет, царапает с земли денежку. Мотается головою в ноги лохматый нищий, плачет, что не досталось. Кто жалеет, а кто кричит: -Вот бы водой-то их, чисто собаки скучились!.. Грех такой, – и у самых Святых Ворот! Подкатывается какой-то на утюгах, широкий, головастый, скрипит-рычит: – Сорок годов без ног, третий день маковой росинки не было!.. Раздутое лицо, красное, как огонь, борода чёрная-расчёрная, жесткая, будто прутья, глаза – как угли. Горкин сердито машет: – Господь с тобой... от тебя, как от кабака... стыда нету!.. Говорят кругом: -Этот известен, ноги пропил! Мошенства много, а убогому и не попадёт ничего. Поют слепцы, смотрят свинцовыми глазами в солнце, блестит на высоких лбах. Поют про Лазаря. Мы слушаем и даём пятак. (...) Жалуются кругом, что слепцам только и подают, а у главного старика вон – "лысина во всю плешь-то!" – каменный дом в деревне. Старик слышит – и говорит: – Был, да после завтра сгорел. Кричат убогие на слепцов: -Тянут-поют, а опосля пиво в садочке пьют! А народ даёт и даёт копейки. Горкин даёт особо, "за стих", и говорит, что не нам судить, а обманутая копейка – и кошель, и душу прожгёт – воротится. Подаём слабому старичку, который сидит в сторонке: выгнали его из убогого ряда сильные, богатые". Вот, как просто рассуждали прежде – "не нам судить, а обманутая копейка – и кошель, и душу прожжёт – воротится"! Однако вспоминается и такое: в вагон метро вошла пожилая женщина, почти старушка, маленькая, сухонькая, бедно, но опрятно одетая, и стала просить денег на поездку в Чечню, где пропал её сын. Тихим голосом, пряча глаза и мучительно краснея, она просила помочь ей в её горе... Так вот, ЕЙ НИ РУБЛЯ НЕ ПОДАЛИ! В полном вагоне ни одного человека не нашлось. Когда эта женщина вышла из вагона, она пошатнулась, зажмурилась, и слёзы из глаз потекли. И было видно, что вытерпеть подобное она больше не в силах. Поезд отъехал от станции... Если рассуждать по совести, то подозрением в обмане мы часто прикрываем равнодушие. Конечно, гораздо проще оправдать себя тем, что не хочется кормить "аферистов" или "маргиналов", чем подойти, расспросить и пошевелиться немного ради ближнего, хоть помочь ему как-то в его ситуации. И совсем не обязательно пускаться в авантюры, например, приводить человека к себе домой, пытаясь подражать святым из патериков, но вот помочь найти координаты службы социальной помощи, это вполне в наших силах. Это и есть как раз та милостыня, о которой говорится: "Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф.5, 41-42). Обманывают цыгане? А мы никогда не обманываем Бога?.. А может, хоть часть наших денег пойдёт на пропитание того безногого калеки или чумазых детей, одетых в синтетические отрепья? Трудно поверить в честность и искренность иного попрошайки? А хотели бы мы оказаться на его месте? Могли бы выстоять с протянутой рукой хоть несколько минут? Ведь верно гласит поговорка: "От сумы да от тюрьмы не зарекайся". А преп.Иоанн Лествичник напоминает: " Ничто так не смиряет душу как пребывание в нищете и пропитание подаянием". Тем более, если человек не внушает доверия, можно предложить ему конкретную помощь, например, купить билет на поезд и отдать кондуктору, помочь вещами и т.д. Не хочется подавать "на бутылку"? Но ведь совсем не трудно дойти до ближайшего магазина и купить бездомному пьянице продуктов или хотя бы беляшей? Почему же мы так беззаботно закрываем глаза на горе наших ближних, пусть даже почти потерявших человеческий облик? Кстати и о Лавре. Один знакомый священник никогда не ездил в Сергиев Посад, не имея при себе запаса мелочи. Его не раздражали толпы нищих – старушек, молодых женщин, детей, зачастую громко, нагло и почти весело даже не просивших, а требовавших "подать ради Христа", – он с радостью делился с "нищей братией" рублями и копейками. И вот, как-то раз, вернувшись из очередного паломничества в Лавру, этот батюшка грустно заметил: "Нищих на площади перед Лаврой разогнали... Жалко-то как... ни к чему хорошему это не приведёт". Иногда приходится слышать несколько даже забавное высказывание: "Что-то с деньгами совсем туго... Нищих что ли поискать, подать?" И правда, давно замечено, что за доброе дело для ближнего Господь воздаёт сторицей, особенно, если и сами мы оказываемся в затруднительной ситуации. Ведь сказано: "Что сотворили единому из малых сих, то Мне сотворили"... Неслучайно же издревле существовал обычай подавать милостыню о здравии и упокоении. Автору этих строк довелось общаться с замечательным человеком, лингвистом, знавшим 12 языков, отцом пятерых детей. Несмотря на необходимость кормить большую семью, он всегда находил возможность помочь тем, кто беднее его. Нищему он мог отдать всё содержимое кошелька. Подарить новые часы или перчатки даже малознакомому человеку, у которого их не было, – для него являлось самым обычным поступком. Такое же отношение к неимущим он прививал и своим детям, говоря, что у нас нет никаких добродетелей, обладая которыми, мы могли бы рассчитывать на спасение. А подать милостыню – это самое простое, не требующее от нас особенных усилий. Не можешь подать много – подай, сколько сможешь, но обязательно поделись с ближним. Ведь милостыню с полным основанием можно считать тем "некрадомым богатством", которое мы собираем на небесах и которому не страшны воры и ржавчина... ... "Осторожно, двери закрываются. Следующая станция..." В вагон вбегает парочка чумазых мальчишек с игрушечной гармошкой. Тот, что постарше, затягивает на своей оранжево-розовой пластмассовой тарахтелке нечто отдалённо напоминающее мелодию, а младший подходит поочерёдно к каждому из пассажиров, подолгу стоит перед ними, чуть ли не прижимаясь коленками к коленкам, и выжидающе ловит убегающий взгляд. Кто-то отворачивается, кто-то брезгливо кривит губы и неуверенно подымает руку в непроизвольном желании отгородиться, отогнать, а кто-то лезет во внутренний карман за кошельком и кладёт в грязную ладонь тускло-серую монетку... Коран о милостыне: с2а215 Они спрашивает тебя: что им расходовать? Скажи: "Что вы израсходуете из блага, то - родителям, близким, сиротам, бедным, путникам. Ведь, что бы вы ни сделали из добра, - поистине, Бог об этом знает". с2а271-273 Что бы вы не израсходовали, какой бы обет ни дали, поистине, Всевышний знает это, и нет помощников у несправедливых! Если вы открыто делаете милостыню, то хорошо это; а если скроете ее, подавая ее бедным, то это - лучше для вас и покрывает для вас ваши злые деяния: поистине, Бог сведущ о том, что вы делаете! Не на тебе лежит руководство ими, но Бог указывает на правельный путь, тому, кто этого желает. Что бы вы ни потратили из добра, - то для самих себя, и вы тратите только из стремления к лику Бога. И что бы вы ни потратили из блага, будет полностью воздано вам, и вы не будете обижены. Беднякам, которые удержаны на пути Всевышнего, - не могут они двигаться по земле; глупец принимает их за богачей из-за скромности, ты узнаешь их по признакам их: они не просят у людей, приставая. Что бы вы ни потратили из добра, поистине, Аллах про это знает! с9а60 Милостыни - только для бедных, нищих, работающих над этим, - тем, у кого сердца привлечены , на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам, - по становлению Аллаха. Аллах - знающий, мудрый!
|