Газета «Наш Мир» Завсегдатай Мэйфэйр (аристократического района Лондона), занимавшая видное положение в обществе, аристократка, владелица имения на Шотландском плоскогорье, опытная охотница и рыбачка, а также мать и садовод, леди Эвелин Кобболд (1867-1963) была, вероятно, уникальна в том, что являлась мусульманкой и говорила по-арабски. Всю свою жизнь она утверждала, что является мусульманкой. В 1933, в возрасте 65 лет, эта яркая англо-шотландка стала первой мусульманкой британского происхождения, совершившей Хадж в Мекку. До последнего времени история ее жизни и вклад в литературу о Хадже были совершенно не изучены. Недавно опубликованная книга может спасти леди Эвелин от забвения, ведь ее имя не на слуху среди известных женщин-путешественниц. В 1934 году газета "Манчестер Гардиан" так писала о ее книге о паломничестве в Мекку: "Как записки об индивидуальном религиозном опыте, на который влияют близкое знакомство с двумя великими религиями, книга леди Эвелин Коболлд имеет уникальное значение.". Но какого рода мусульманкой была леди Эвелин? Она ясно заявляла окружающим о своей вере, молилась Единому Богу. Свидетельством искренности леди Эвелин Кобболд был совершенный ею хадж к святыне Ислама. Необходимо напомнить, что совершение паломничества в начале ХХ века было сопряжено с массой трудностей, зачастую путешествие занимало месяцы и годы. Будучи 65-ти летней дамой из высшего британского общества, Эвелин Коболлд совершила героический поступок, решившись на столь длительное и опасное путешествие. В целом, история обращения британцев в Ислам довольно долгая. Первые такие случаи относятся к эпохе Крестовых походов и достигают пика в XVII столетии, когда многие британцы, управлявшие судами средиземноморских арабских купцов, принимали Ислам, воочию убеждаясь в прогрессивности коранических заветов. Но леди Эвелин принадлежала к другому типу - конвертов-интеллекуалов и выходцев из британской элиты. На таких людей богата история XIX столетия. Леди Эвелин была современницей таких людей, как Абдулла Куилльям, лорд Хедли, лорд Хозфилд и Мухаммад Пиктхолл, переводчик Корана на английский язык, можно назвать и еще несколько имен. Для многих новообращенных британцев привлекательность Ислама заключалась и заключается в глубоком рационализме и справедливости принципов этой религии. Подобные люди верят, что на трансцендентном уровне все монотеистические религии едины и имеют общую авраамическую традицию. На уровне теологии привлекательно освежающим для новообращенных британцев оказалось отсутствие в Исламе доктринальных сложностей: таких непроницаемых тайн Христианства, как Троица, Божественная природа Христа, непорочное зачатие и воскресение. Ислам же проповедовал лишь высшее единство Бога и его непостижимость, при этом почитая Иисуса Христа, как одного из пророков -предшественников пророка Мухаммада. Еще одной привлекательной особенностью Ислама для новообращенных является отсутствие в нем доктрины о клире как посреднике между Богом и верующим. На западе, начиная с рационалистического просвещения XVIII столетия, религиозная вера считается предметом личных и частных убеждений. Индивидуум принимает религию согласно личному выбору, и свобода такого выбора защищается законом. Считается, что религиозные группы играют не более значимую роль в общественной жизни, чем другие специальные сообщества по интересам, как, например, профессиональные союзы или профессиональные ассоциации. Не всегда легко провести границу между частным и общественным, например, в областях образования, семейного права или общественного здравоохранения. Тем не менее, западные общества эволюционировали, начиная со Средних веков, бросив вызов верховенству религиозных учреждений в общественных делах. Им пришлось развивать системы светского законодательства и ценностей, которые большинство граждан могли бы поддержать. К новому времени христианские общества подошли с разным уровнем секулярности общественной жизни и оттеснением религии в анклав групп особых интересов и частного выражения благочестия. Эта западная установка в отношении к религии как вопросу частного выбора и практики прекрасно работает для христиан, иудеев, индуистов, буддистов и представителей многих других религий. Однако Ислам занимает в этом смысле особое место. Быть мусульманином - это нечто большее, чем частные религиозные убеждения, сокрытые дверью собственной квартиры. Хотя исторические и общественные формы религии со временем заметно меняются, потому что именно Ислам требует для себя, как для общества, живущего по божественным законам, определенного типа поведения, определенных институтов, занимающиеся выработкой законов и образованием, а также предписаний по семейной и каждодневной общественной жизни. Публичное пространство, наравне с частной жизнью, является сферой религии, и сами мусульмане считают свою религию не только личным исповеданием, но и законченной социальной системой, связанной с особым мировоззрением и нормами идентификации. Однако очень мало свидетельств тому, что леди Эвелин была осведомлена о таком общественном характере своей новой религии. Нужно сказать, что она и ей подобные новообращенные британцы-мусульмане возможно и упускали из виду существенный для мусульман общественный аспект. Но это никоим образом не подвергает сомнению глубину и искренность ее веры. Леди Эвелин скончалась в 1963 году и была похоронена, как она и завещала, на склоне горы в своем шотландском поместье Гленкаррон. Ее похороны стали символом двух миров, в которых она жила: шотландский волынщик играл народную погребальную мелодию, а также была прочитана сура из Корана "Нур" (Cвет). Аяты из этой суры выгравированы и на могильной плите, над которой склоняются любимые ею олени. Уильям Фэйси |