Газета «Наш Мир» Рекордные розничные цены на бензин, замедление темпа экономического роста вкупе с кризисом в системе ипотечных кредитов заставляют американцев пересмотреть свое отношение к пользованию автомобилем. Граждане США начинают избавляться от привычных больших автомобилей и приобретают малолитражки. Кроме того среди населения США, для которого автомобиль уже давно является не роскошью, а средством передвижения, намечается тенденция по "пересадке" на общественный транспорт. Об этом свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, опубликованные газетой New York Times. В минувшую пятницу цена автогорючего в США достигла очередного рекордно высокого показателя. Розничная стоимость бензина самого низкого сорта за сутки выросла с 3,831 долл за галлон /1 галлон = 3,78 л/ до 3,875 долл за галлон. Это 16-ый рекорд за последние 17 дней, информировала американская автомобильная ассоциация. Решение "поставить на прикол" своих "мустангов" и "крокодилов" на колесах для американцев, большинство из которых /прежде всего мужчин/ уделяет своим личным машинам больше внимания, чем собственным детям /данные соцопросов/, далось нелегко. То, что в США на дорогах встречаются преимущественно огромные, многолитровые "кары", хорошо известно. Более того, согласно маркетинговым исследования, американских автомобилистов в определенной степени можно считать консерваторами – они остаются верны любимым маркам авто, в будущем предпочитая приобретать обновленные версии своей же машины. Год назад американцы чаще всего продолжали покупать продукцию компании General Motors. На начало 2007 г 60 проц американцев владели автомобилями, которые выпускает эта корпорация, причем для большинства из них "любимцем" оставался "прожорливый" и многолитровый внедорожник Chevrolet Tahoe. Но летом прошлого года немецкие концерны BMW и VW похвастались ростом реализации своей автомобильной продукции в США, сообщив, что стали лидерами продаж /данные за июнь 2007 г/ среди европейских автопроизводителей "за океаном" во многом благодаря спросу на микролитражные "аппараты". Продажи 15 европейских автопроизводителей за этот период в США выросли на 2,9 проц – до 103,36 тыс авто. При этом американские производители, включая, General Motor, снизили продажи за аналогичный период на 13 проц. Эти данные не стали неожиданностью для экспертов автомобильного рынка. Во многих "фундаментальных" исследования, посвященных состоянию автомобильных фирм так называемой Большой дейтройской тройки /БДТ/, куда входят концерн General Motors в составе автофирм Buick, Cadillak, Chevrolet, GMC, Hummer, Pontiac, Saturn, а также концерн Ford Motor Co в составе автофирм Ford, Lincoln, Mercury и компания Chrysler автофирм Chrysler, Dodge, Jeep, некоторые из которых существуют уже более 100 лет и долгое время служили миру прообразом современной автоиндустрии, переживают сейчас тяжелые времена. Последовательно уменьшается объем продаж их продукции на самом большом в мире национальном рынке авто – на авторынке США, для обеспечения спроса которого они были созданы и на который продолжали быть нацелены все время. Простое сопоставление показывает, что за период с 2000 по 2005 гг производство автомобилей всех видов расположенными в Северной Америке предприятиями БДТ сократилось с 13,1 до 10,3 млн единиц. За то же время с 11,4 до 9,7 млн единиц уменьшилась продажа массовых автомобилей указанных производителей на рынке США, который к началу века "поглощал" 85-90 проц их ежегодного выпуска. Объемы продаж автомобилей в личное пользование граждан растут на фоне общего экономического "благополучия", в тех же США, авторынок, в определенном смысле, барометр экономики в целом. Тенденция роста продажи авто особенно ярко проявилась в 90-е годы прошлого столетия, когда в Америке быстро увеличивались инвестиции в развитие высокотехнологичных отраслей, в частности, в создание коммуникационных технологий, что привело к росту доходов населения и увеличению его численности, в том числе, за счет высокообразованной части иммиграции. В то время рост индексов цен на новые автомобили и автомобильное топливо существенно отставал от роста общего индекса потребительских расходов, уменьшалась величина отношения средней цены авто к средним доходам населения. Например, в 1993 г средняя цена нового авто соответствовала среднему доходу семьи за 24 недели, а в 2000 г – за 21 неделю/. Все это вкупе с дешевым бензином /цены нефть также были низкими/ повышало доступность автомобиля для широких слоев населения. В 2000 г продажа массовых автомобилей в США составила рекордную за все время существования местного авторынка величину – 17,4 млн единиц. Но наметившийся два-три года назад "разворот" в американской экономике, а также непрекращающийся рост цен на нефть /на данный момент цены превышают 130 долл за баррель/ поспособствовали тому, что иностранные автомобильные концерны, прежде всего, японские /японцы "пришли" на авторынок США еще в середине 70-х годов прошлого века/, немецкие, а в последнее время и южнокорейские, стали постепенно отвоевать "места под солнцем", наращивая объемы продажи своей продукции в США. Например, по сравнению с 2005 г, за 11 месяцев 2006 г общий объем продажи массовых автомобилей на рынке США сократился на 385 тыс шт, в т.ч. выпущенных предприятиями БДТ на 690 тыс шт, тогда как продажи автомобилей зарубежных фирм выросли на 305 тыс шт. Снижение, в частности, доходов от продаж привело к тому, что американские автогиганты были вынуждены уменьшить инвестиции в разработку новой техники и в обновление продукции. Так, если японцы существенно обновляют свои модели в среднем каждые 5 лет, то фирмы БДТ делают это не чаще, чем через 7-8 лет. Пока, как было сказано выше, американцы предпочитают эксплуатировать своих "коней" долгие годы и не спешат менять модельный ряд своих машин. Но очевидно, что более медленное обновление продукции предприятий БДТ сохраняет ее некоторое отставание по топливной экономичности и бытующее среди большей части потребителей мнение о ее меньшей надежности по сравнению с теми же японскими авто. Но, похоже, американцы готовы отказаться от своих привычек покупать большие авто, "сжирающие" огромное количество дорогого топлива. Негативные тенденции на автомобильном рынке США заставили власти страны обсудить вместе с руководством автоконцернов стратегию развития отрасли в свози с изменением тенденций в экономике и на потребительском рынке. Осенью 2006 г представители большой "тройки" заверили президента США Джорда Буша, что к 2012 г половина всех выпускаемых ими автомобилей будет приспособлена к работе на содержащем 85 проц этанола топливе /Е85/ и на биодизельном топливе, что должно способствовать снижению зависимости США от импорта нефти. Между тем, эксперты полагают, что, несмотря на стремление американцев "откорректировать" стратегию развития автомобилестроения, вряд ли БДТ в будущем достигнут в Северной Америке имевших в прошлом объемов продаж своей продукции. Поэтому вполне понятно их стремление проникнуть на заграничные рынки, в частности, в Восточную Европу и конечно же в Россию, которая в последние годы переживает автомобильный бум. Пока не понятно, "подсядут" ли россияне на американские машины, отличающиеся большой "топливной прожорливостью". Правда, несмотря на "стоны" наших автовладельцев по поводу дорого бензина, цена которого уверенно "протестировала" 1 долл за 1 литр, россияне, в отличие от тех же европейцев, продолжают активно покупать дорогие и громоздкие джипы, а мощные кроссоверы стали хитами продаж. |