Газета «Наш Мир» На днях член Палаты мирян Генерального синода Англиканской Церкви Пол Эдди призвал Церковь принять решительные меры по обращению британских мусульман в христианство и провозгласить последнее их единственным путем к спасению. Инициатива Эдди была поддержана другим членом синода – известным епископом пакистанского происхождения Назиром Али, который обвинил англикан в нерешительности "из-за боязни негативной реакции последователей ислама". Не так давно архиепископ Кентерберийский выступил с совершенно противоположной инициативой – включить некоторые из принципов шариата в британскую юридическую систему. Великобританию неслучайно бросает из крайности в крайность: она стала одновременно заложницей принципа политкорректности и "стихийного ислама", который, по мнению английских консерваторов, угрожает национальной и религиозной идентичности Туманного Альбиона. Инициатива Пола Эдди, поддержанная одним из самых скандально известных епископов Англиканской Церкви Назиром Али, не нашла широкой поддержки среди духовенства. Впрочем, критика в их адрес прозвучала в достаточно мягких тонах. Так, высопокопоставленный англиканский священник Стефен Лоу всего лишь обвинил эту пару в "нечувствительности в вопросах межконфессиональных отношений". "Призывы к тотальной христианизации ничего не дают нашему обществу, но вносят в него смуту", – заявил он. Такая реакция официального представителя Англиканской церкви понятна – западное либеральное общество, частью которого является Великобритания, несколько десятилетий назад поставило во главу всего идеологический принцип политкорректности. Однако в отличие от США с их политикой "плавильного котла" (хотя ее итоги до сих пор оценивают по-разному), Великобритания так и не успела "переварить" огромный поток иммигрантов-мусульман из стран Азии и Африки. Подавляющее большинство мусульман вписывается в британскую действительность крайне болезненно. Регулярно появляются сообщения о столкновениях между радикально настроенной молодежью, принадлежащей к разным конфессиям. Жители мусульманских кварталов живут изолированной жизнью, общаясь лишь между собой, и только некоторым удается заводить регулярные контакты с представителями англосаксонской расы. Изолированными оказались далеко не только одни мусульмане. Британские журналисты бьют тревогу о том, что кварталы Лондона стремительно "американизируются": в некоторых из них "хозяйничают" отдельные "банды" чернокожих иммигрантов, поэтому случайному прохожему вход на запретную территорию может стоить жизни. Путем "поножовщины" нередко решаются не только "территориальные споры", но и конфликты, возникающие на этно-конфессиональной почве с участием представителей мусульманского меньшинства с одной стороны и радикально настроенных этнических англосаксов – с другой. Причина стремительно криминализирующейся и становящейся все более взрывоопасной британской действительности кроется в кризисе модели британской идентичности, а точнее в ее отсутствии. Политкорректность не может быть основой такой модели, так как в это растянутое понятие можно вложить все, что угодно. Известны случаи, когда, прикрываясь принципом политкорректности, власти западных государств пытались скрыть от внимания общественности острые социальные проблемы. В то же время Великобритания оказалась неспособной построить свою модель идентичности и на основе базовых христианских ценностей – они были отвергнуты не только этно-конфессиональными меньшинствами, но и самими этническими британцами. Вернуть в лоно церкви неверующих или "пассивно верующих" британцев, привыкших к абстрактному принципу свободы во всем, в том числе и в выборе уровня религиозной активности, оказалось непосильно сложной задачей. Особенно это было трудно сделать Англиканской церкви, представители духовенства которой в последнее время нередко оказывались в центре различных скандалов – от возведения в сан представителей сексуальных меньшинств до одобрения детской эвтаназии. Неудивительно, что при отсутствии какого-либо адекватного принципа, который бы мог лечь в основу модели британской идентичности, появляются диаметрально противоположные инициативы – внедрить шариат в британскую систему законодательства и "христианизировать" местных мусульман. "Современное западное общество исходит из принципа сосуществования религий, однако Великобритания тяжело справляется с потоком иммигрантов. Перед ней стоит ответственный выбор – дальше следовать этому принципу или же потерять собственную религиозную идентичность. Пока же видно, что Великобритания не может окончательно решиться ни на то, ни на другое", – отметил в беседе с РБК daily главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда. А это означает, что столкновения между британскими консерваторами и представителями этно-конфессиональных меньшинств – в особенности мусульманами – будут продолжаться. "Инициатива Пола Эдди неизбежно приведет к новому всплеску недовольства среди иммигрантов-мусульман", – отметил в беседе с РБК daily председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. Особо опасной группой с этой точки зрения являются так называемые натурализовавшиеся этнические мусульмане, "прорвавшиеся" в британскую элиту, которые имеют свое влияние в том числе и в институтах власти. Их недовольство инициативами консерваторов из Англиканской церкви может иметь куда более серьезные последствия, нежели волнения "мусульманских улиц" Лондона. Однако, по мнению экспертов, стремительно меняющийся этно-конфессиональный состав населения Великобритании, а вместе с ней и всей Европы, в конечном итоге все же заставит западные государства отказаться как от мифического принципа политкорректности, так и от своей религиозно-национальной идентичности. Но какая общественно-этическая модель придет этому на смену, предсказать пока трудно. Ирина Царегородцева |