Газета «Наш Мир» Наверное, каждому из нас, глядящему в ночное небо, усыпанное звездами, приходила шальная мысль: неужели во всех этих мириадах миров мы одиноки? Мнения ученых по этому поводу еще со времен, когда астрономия только зарождалась, кардинально менялись. Ошеломляющее разнообразие жизни Как известно, жизнь на Земле представлена самыми различными формами. Жизнь есть повсюду. И высоко в горах, где очень разреженная атмосфера и сильный холод. И в глубинах океана, под чудовищным давлением воды. И в геотермальных источниках, где температура воды достигает 100 градусов по Цельсию. Жизнь существует даже в жерлах подводных вулканов, так называемых «черных курильщиков». Вода там буквально кипит и насыщена сероводородом. Оказывается, есть существа, которые даже в таких условиях чувствуют себя вполне комфортно. Там обитают и размножаются микроорганизмы и черви, которые с помощью других микроорганизмов извлекают энергию из растворенного в воде сероводорода. Как видим, жизнь даже в пределах нашей планеты очень разнообразна и обладает большой приспособляемостью. Даже наличие кислорода для некоторых существ вовсе необязательно. Почему же мы категорически утверждаем, что жизнь возможна только на Земле? Размеры Вселенной Вселенная такова, что человеку практически невозможно представить ее размеры. Диаметр Солнечной системы примерно равен световому году. Солнечная система является частью еще большей системы — нашей Галактики. Поперечник нашей Галактики, или Млечного пути, равен 100 тысячам световых лет. За год свет проходит расстояние равное 11 000 000 000 000 км! Так вот, чтобы долететь от одного конца нашей Галактики до другого, ему потребуется 100 тысяч лет. А ведь Млечный путь является всего лишь одной из миллиардов звездных систем, которые, в свою очередь, могут составлять еще большую систему. Ко всему прочему, по мнению ученых, наша Вселенная постоянно расширяется, то есть все галактики, звездные системы взаимно удаляются друг от друга, или, как говорят, «разбегаются». Если вы представили, насколько велика Вселенная, тогда почему мы с уверенностью утверждаем, что только наша планета Земля является уникальной, и только на ней может существовать жизнь? Новейшие исследования Все, наверное, слышали про проект, названный «Поиск внеземного разума», который ведет активный поиск внеземных цивилизаций. Он включает в себя сканирование радионеба с целью поиска искусственных радиосигналов или радиопереговоров между возможными цивилизациями других планет. Одним из самых больших достижений проекта можно назвать сигнал, пойманный программой в 1977 году. Сигнал длился ровно 37 секунд. Он пришел из созвездия Стрельца и оказался самым продолжительным из всех, которые принимались ранее. Контуры расшифрованной диаграммы полученного сигнала напоминали слово «Wow». По мнению астрономов, сигнал имел явно разумное происхождение и мог быть послан только высокоразвитой цивилизацией. К сожалению, после этого подобных сигналов поймано не было. Астрономы считают, что если даже малая часть планет во Вселенной может быть заселена, то и это составит тысячи обитаемых миров. Последние достижения астрономии позволяют предположить, что существует множество планет с условиями, пригодными для жизни. Оптимистический прогноз или почему этого до сих пор не произошло? Рассмотрим несколько версий. Если внеземные цивилизации действительно существуют, то почему мы до сих пор их не встретили, или хотя бы не поймали какие-либо сигналы от них? Цивилизация может быть не настолько развитой, чтобы осуществлять межгалактические или даже межпланетные перелеты. Даже разница в развитии в миллион лет исключает возможность какого-либо контакта между цивилизациями. Цивилизация может быть расположена настолько далеко от Земли, что просто физически невозможно будет долететь до других звездных систем. Даже сигнал, посланный на расстояние 100 световых лет, долетит туда только через 100 лет. Ответа придется ждать столько же. И немного фантастики. Цивилизация может попросту не желать вступать с нами в контакт. Ведь то, что у вас есть соседи, не предполагает того, что вы будете наносить им ежедневные визиты. Может быть, внеземные цивилизации считают, что мы еще недостаточно развиты для того, чтобы они могли вести с нами диалог? Есть ли у нас собратья по разуму? Все вышесказанное позволяет надеяться, что внеземной разум, с большой долей вероятности, все-таки может существовать. Согласитесь, было бы здорово, если бы у нас где-то в холодных просторах бесконечности существовали друзья. И мы могли бы с полной уверенностью утверждать, что мы не одиноки во Вселенной! Мнение католической Церкви Предлагаем вашему вниманию интервью главного астронома Ватикана Габриэля Фюнеса итальянской газете L’Osservatore Romano, в котором священник-ученый заявляет, что допускает возможность существования жизни на других планетах. «И здесь мы вышли вновь узреть светила» — цитирует Данте заключительную строку последней песни Ада — для того, чтобы описать астрономическую миссию, целью которой, прежде всего, является «вернуть людям сознание маленьких и хрупких существ перед несоизмеримой Вселенной, состоящей из миллиардов и миллиардов галактик». А если вдруг окажется, что мы не одни во Вселенной? Подобная гипотеза его не особенно беспокоит. Можно верить в Бога и в существование инопланетян. Можно согласиться с тем, что существуют другие миры и другая жизнь, даже более развитая, чем наша, не подвергая сомнению нашу веру в сотворение мира. Аргентинец, 44 года, иезуит, с августа 2006 года о. Фюнес владеет ключами от исторической резиденции в Папском Дворце в Кастель Гандольфо, которую Пий XI предоставил ватиканской обсерватории в 1935 г. Примерно через год он их вернет для того, чтобы получить ключи от монастыря базилианок, расположенного между Папскими Виллами и Альбано, куда будут перенесены исследования, лаборатории и библиотека Спеколы. Немного философ, немного исследователь, как и все астрономы. Созерцание неба является для него актом самым, что ни на есть, человеческим. Поскольку, — рассказывает он газете «Оссерваторе Романо», — «это раскрывает наши сердца и помогает выйти из многих земных преисподних, которых человечество создало себе: насилие, войны, нищета, угнетение». — Когда зародился интерес Церкви и Папы к астрономии? — Истоки этого интереса восходят к Григорию XIII, который является автором календарной реформы 1582 года. Отец Христофор Клавиус, иезуит из Римского колледжа, был членом комиссии, которая разрабатывала эту реформу. Между XVIII и XIX вв. в Ватикане были созданы целых три новых обсерватории. Затем в 1891, в момент конфликта между церковью и наукой, Папа Лев XIII пожелал основать или скорее реорганизовать Спеколу, собираясь таким образом продемонстрировать, что Церковь не противостоит науке, а продвигает, по его собственным словам, науку «истинную и серьезную». — Приближает или отдаляет от Бога изучение законов космоса? — Астрономия имеет для человека большое значение. Это наука, которая раскрепощает ум и сердце. Она помогает нам увидеть в правильной перспективе нашу жизнь, наши надежды, наши проблемы. В этом смысле она является важным апостольским средством, которое может приблизить к Богу. — И все же многие астрономы не теряют удобного случая, чтобы публично заявить о своем неверии в Бога. — Я бы сказал, что утверждение о том, что астрономия содействует формированию атеистического взгляда на мир, является мифом. Ведь именно те, кто работает в Спеколе, наилучшим образом свидетельствуют о том, как можно верить в Бога и серьезно заниматься наукой. Больше всех слов об этом свидетельствует наша работа, наш авторитет и международное признание, сотрудничество с коллегами и учреждениями со всех уголков мира, и, наконец, результаты наших исследований и открытия, совершенные нами. Церковь оставила свой след в истории астрономических исследований. — Приведите, пожалуйста, несколько примеров. — Достаточно вспомнить, что около тридцати лунных кратеров носят имена древних иезуитских астрономов. Что один из астероидов солнечной системы был назван по имени моего предшественника в управлении Спеколой, отца Джорджа Койна. Кроме того, можно напомнить о важности вкладов отца O’Коннела в открытие «зеленого луча» или брата Консольманьо в понижении статуса Плутона, не говоря уже о деятельности отца Корбэлли — замдиректора нашего астрономического центра в Тусоне, который сотрудничал с командой специалистов из NASA в недавнем открытии астероидов — остатков формирования звездных бинарных систем. — Можно ли объяснить интерес Церкви к исследованию Вселенной тем фактом, что астрономия является единственной наукой, связанной с бесконечностью и, следовательно, с Богом? — Необходимо уточнить, что Вселенная не бесконечна. Она очень велика, но не бесконечна, поскольку у нее есть возраст: около 14 млрд. лет, следуя недавним исследованиям. И если есть возраст, значит, есть и ограниченность в пространстве. Вселенная родилась в определенный момент, и с тех пор постоянно расширяется. — Откуда она произошла? — «Большой взрыв» — «Биг Бэнг», на мой взгляд, является наилучшей теорией происхождения Вселенной с научной точки зрения. — И что с тех пор происходило? — В течение трехсот лет материя, энергия и свет составляли определенного рода смесь. Вселенная была непроницаемой. Затем все разделилось. Так как мы живем в прозрачной Вселенной, то можем видеть свет: свет самых отдаленных галактик, например, который достиг нашей планеты спустя 11 или 12 млрд. лет. Необходимо вспомнить, что свет движется со скоростью 300 тыс. км в секунду. И именно этот предел дает нам подтверждение того, что наблюдаемая сегодня Вселенная не бесконечна. — Теория «Большого взрыва» подтверждает или противоречит вере, основанной на библейском учении о мироздании? — Как астроном, я продолжаю верить в то, что Бог является Создателем Вселенной, и, что мы появились не по воле случая, а по воле Бога, уготовившего для нас замысел любви. Библия, в своей основе, — это не научная книга. Как подчеркивает догматическая конституция Dei verbum, это послание любви, которое Бог написал своему народу языком двухтысячелетней или трехтысячелетней давности. В те времена, естественно, не существовало такого понятия как «Большой взрыв». Поэтому сложно искать в Библии научных ответов. В то же время мы не можем предвидеть, что в ближайшем будущем на место теории Большого взрыва придет другая, более исчерпывающая и совершенная, объясняющая происхождение Вселенной. Актуальная теория является наилучшей, она наиболее рациональна и не противоречит вере. — В Бытии говорится о земле, животных, мужчине и женщине. Это исключает возможность существования других миров и других живых существ во Вселенной? — На мой взгляд, такая возможность существует. Астрономы считают, что Вселенная состоит из 100 млрд. галактик, каждая из которых состоит из 100 млрд. звезд. Во многих из них, или почти во всех, могут существовать планеты. Как можно исключить то, что жизнь могла развиться и на других планетах? Существует такой раздел астрономии как астробиология, который изучает именно этот аспект и который сделал значительные успехи за последние годы. Спектральный анализ света звезд и планет скоро позволит нам определить составляющие элементы их атмосферы — так называемые «биомаркеры» — и понять, существуют ли там условия для зарождения и развития жизни. Ведь теоретически формы жизни могут существовать даже отсутствии кислорода или водорода. — Вы имеете в виду и существ, похожих на нас или даже более развитых? — Это возможно. До сих пор у нас нет никаких доказательств. Но, конечно, в такой огромной Вселенной нельзя исключить подобную гипотезу. — Разве это не является проблемой для нашей веры? — Я считаю, что нет. Как существует множество созданий на земле, так и могут существовать другие, даже разумные существа, созданные Богом. Это не противоречит нашей вере, поскольку мы не можем ограничить свободу Божественного созидания. Говоря словами Св. Франциска, если мы называем «братьями» и «сестрами» земные создания, то почему речь не может идти и о «брате инопланетянине»? В любом случае он бы являлся частью творения. — Ну а что касается спасения? — Возьмем евангельскую притчу о потерянной овце. Пастух оставляет девяносто девять в овчарне, для того чтобы пойти на поиски пропавшей. Представим, что в этой Вселенной существует сто овец, которые соответствуют различным видам созданий. Мы, принадлежащие к виду «человек», можем как раз оказаться потерянной овцой, грешниками, которые нуждаются в своем пастыре. Иисус Христос воплощен для нашего спасения. Таким образом, если и могут существовать другие разумные существа, это не значит, что они обязательно должны нуждаться в спасении. Они могут находиться и в полном согласии с их Создателем. — В следующем году празднуется двухсотлетие со дня рождения Дарвина, и Церковь вновь сталкивается с эволюционизмом. Что может предложить астрономия для решения этого конфликта? — Как астроном я могу сказать, что из наблюдения звезд и галактик вырисовывается явный эволюционный процесс. Это научный факт. И здесь я не вижу противоречия между тем, чему мы можем научиться у эволюции и нашей верой в Бога, лишь бы это не превратилось в абсолютную идеологию. Существуют фундаментальные истины, которые остаются неизменными: Бог — это Создатель, мироздание имеет свой смысл, мы — не дети случая. — Возможен ли на этих основаниях диалог с людьми науки? — Я бы даже сказал, что он необходим. Вера и наука совместимы. Вера и разум являются двумя крылами, на которых возносится дух человеческий. Не существует противоречия между тем, что мы постигаем верой и тем, что мы узнаем при помощи науки. Могут возникнуть напряжения и конфликты, но мы не должны опасаться. Церковь не должна опасаться науки и ее открытий. — Как, например, произошло с Галилеем? — Это, конечно, был тот случай, который оставил след в истории церковного и научного мира. Бесполезно отрицать то, что конфликт существовал. И в будущем, возможно, возникнут и другие, подобные этому. Но думаю, что пришел момент перевернуть страницу и взглянуть вперед. Это событие оставило боль. Имели место неверные истолкования. Церковь каким-то образом признала свои ошибки. Возможно, все можно было сделать и лучше. Но теперь настал момент уврачевать эту боль. И это можно реализовать в контексте спокойного диалога и сотрудничества. Людям необходимо, чтобы наука и вера взаимодействовали, не поступаясь чистотой и искренностью соответствующих позиций. — Но почему сегодня это сотрудничество оказывается таким сложным? — Думаю, что одной из проблем в отношениях между наукой и верой, является невежество. С одной стороны, ученым необходимо научиться правильно понимать Священное Писание и истины нашей веры. С другой, богословы и церковнослужители должны пополнять свои знания о последних достижениях науки, для того чтобы давать ответы на постоянно задаваемые ею вопросы. К сожалению, и в школах и в приходах не хватает воспитательной работы, которая помогала бы интегрировать веру и науку. Католики зачастую остаются на уровне знаний, полученных в период обучения катехизису. Думаю, что это является нашей миссией: быть всегда на передовой между миром науки и верой, чтобы свидетельствовать о возможности оставаться учеными и верить в Бога. ( L’Osservatore Romano — 14 maggio 2008) «Богослов.Ру» |