Газета «Наш Мир» Компания Bentley объявила об отзыве 13,5 тыс. автомобилей сразу нескольких моделей. Впрочем, это далеко не первый масштабный отзыв автомобилей за этот год. Ежегодно крупнейшие автоконцерны отзывают более миллиона машин. Информация об отзыве того или иного автомобиля становится до боли интересной, когда в ней обнаруживается название модели, принадлежащей лично вам. Несведущий человек может предположить, что отзыв автомобилей является неким синонимом понятия «возврат товара», однако на деле все обстоит несколько проще. Кто еще отзывал машины в 2008 году За пять месяцев число отозванных авто уже перевалило за полтора миллиона. — В начале июня Bentley отзывает 13 420 машин по причине дефекта топливного фильтра в моделях Bentley Continental GT, Bentley Continental GT Speed, Bentley Continental Flying Spur и Bentley Continental GTC, выпущенных с 2004−го по 2008 год. — В начале июня Volkswagen отзывает 292 тыс. моделей Fox, CrossFox и SpaceFox, сделанных в Бразилии. Причина отзыва — неисправность складывающихся механизмов заднего кресла, из-за которой пострадало по меньшей мере восемь человек — некоторые из них лишились фаланг пальцев. — В конце мая Ferrari отзывает 612 суперкаров модели 612 Scaglietti 2005–2007 годов выпуска. Причина — неисправный датчик положения сцепления роботизированной коробки F 1, который может привести к сбою в работе трансмиссии и даже к аварии. — В конце мая Volkswagen объявил об отзыве 178,7 тыс. автомобилей Audi A4 и Audi A6 китайского производства, выпущенных с 2001−го по 2006 год, что стало крупнейшим отзывом в китайской автомобильной промышленности. Причина — термическое повреждение свечей зажигания из-за производственной ошибки. — В апреле Toyota объявила об отзыве в США 539,5 тыс. автомобилей моделей Corolla и Matrix 2003−го и 2004 года выпуска из-за обнаруженного дефекта в электроприводе передних боковых стекол. — В апреле General Motors отзывает 122 598 автомобилей Pontiac Vibe, являющихся буквально точной копией Toyota Matrix. — В марте Bentley отзывает рекордно мизерное число машин – четыре экземпляра моделей Continental GT и Continental Flying Spur 2004—2006 годов выпуска. Причиной отзыва стали недостаточно большие прорези полости, в которой находится пассажирская подушка безопасности. — В феврале Ford Motor Co. отзывает 470 тыс. автомобилей Mustang, выпущенных в 2005—2008 годах, для регулировки систем безопасности. Каждый уважающий себя автомобильный производитель изредка признается в том, что его машины ломаются. Более того, компании указывают, что именно было в той или иной модели не доработано. Затем производитель публично кается и предлагает каждому владельцу указанной модели приехать на бесплатный ремонт неполадки. Этот публичный призыв к автовладельцам и называют громким словом «отзыв». Впрочем, некоторые компании называют этот процесс заимствованным словом recall, а некоторые — «бесплатной сервисной кампанией по устранению неполадок». Однако что бы ни явилось причиной отзыва машин, он протекает по одним и тем же схемам. Причин для отзыва несколько. Прежде всего его инициирует сам производитель после получения однотипных жалоб в сервисы от владельцев машин. Также дефект могут обнаружить эксперты. Например, в США таким неоспоримым экспертом зачастую выступает правительственная организация — американская национальная администрация по безопасности дорожного движения. И наконец, причиной отзыва может послужить судебный процесс, в ходе которого был выявлен заводской брак. Впрочем, такие случаи носят единичный характер. Впервые термин «отзыв» был применен в США в 1978 году, когда там был принят закон, обязывающий производителей отзывать свою продукцию для исправления дефектов при малейшем подозрении опасности для потребителя и сообщать об этом органам власти. Пару лет спустя подобный закон приняла и Япония. А сначала 80−х отзывы стали общепринятой практикой во всем цивилизованном мире. Советский Союз по западным меркам под понятие цивилизованной страны не подпадал, потому и отзывы у нас не применялись. Оно, в принципе, и неудивительно – каждый советский человек и так знал, что, купив автомобиль, первым делом нужно его доработать, а потом уже вводить в эксплуатацию. Впрочем, подобная практика касалась любого товара, произведенного в СССР, за исключением продукции военно-промышленного комплекса. Таким образом, у нас на Родине отзывы стали применяться лишь в начале 90−х, когда на отечественный авторынок пришли дилеры иностранных производителей. А первый отзыв в истории российского автопрома произошел в 2002 году: тогда из-за дефекта тормозной системы было отозвано 8,5 тыс. «Нив» ВАЗ-21 213. Громкое дело Обычно отзыв автомобилей — довольно рутинное мероприятие. Но некоторые акции оставили след в истории из-за своей масштабности или громких скандалов. — В 2006 году компания Toyota объявила об отзыве 565 тыс. своих автомобилей по всему миру по причине неисправности в рулевой колонке. 9 тыс. из числа отозванных машин находилось на территории России, что сделало этот отзыв самым крупным на российском рынке за всю его историю. — В 1997 году причиной отзыва нового Mercedes-Benz A-класса стали журналисты: во время тест-драйва автомобиль перевернулся. Как показали проверки, виной тому стал слишком высокий центр тяжести. В итоге все проданные авто были отозваны, а производство временно приостановлено. — В 2001 году Ford Motor Co. произвела самый крупный отзыв в истории автомобилестроения: 22 млн автомобилей, выпущенных в 1983—1995 годах. В список попали практически все легковые модели компании, которые производились в это время. Начинающий адвокат доказал в суде, что электронный модуль зажигания при очень специфических условиях может сломаться и автомобиль не заведется. Впрочем, на практике ни одной подобной поломки зафиксировано так и не было. — В 2001 году все та же Ford Motor Co. оказалась в центре скандала из-за производственного дефекта шин Firestone, которыми на заводах оснащались внедорожники Ford Explorer: несколько водителей не справились с управлением и попали в аварии. Из-за своего бизнес-партнера Ford пришлось отозвать несколько тысяч автомобилей, оснащенных резиной Firestone, и выплатить многомиллионную компенсацию пострадавшим. — В 2000 году Mitsubishi Motors была вынуждена отозвать более 2 млн автомобилей (в их числе оказались Pajero, Galant, Lancer и 15 других моделей), выпущенных на внутренний рынок. Суд решил, что компания несколько лет скрывала информацию о дефектах тормозной системы. Все это привело к падению акций компании на 20% и аресту ее президента. Автопроизводители обычно сами предупреждают владельцев машин, попавших в программу отзыва. Существует два вида отзывов — обычный и safety-recall. Если брак не угрожает жизни и здоровью автомобилиста, с владельцами автомобилей из забракованной партии дилеры связываются посредством почты — обычной или электронной, но могут и позвонить. Однако тотальный обзвон будет организован только при выявлении опасных дефектов. Если же требуется исправить какую-то мелочь на новых машинах, владельцев нередко даже не предупреждают об отзыве и втихую устраняют неполадку в ходе планового гарантийного ТО. При safety-recall компания официально заявляет о дефектах в прессе и сообщает, что владельцам нужно как можно скорее посетить сервис-центр. Так оповещают лишь при «опасном браке». Под эту схему отзыва подпадают даже автомобили, ввезенные по «серым» схемам, в обход официальных дилеров. Если вы узнали из СМИ об отзыве вашей модели, а весточки не дождались, события можно форсировать. Позвоните в официальный сервисный центр и, назвав VIN своей машины, спросите, попадает ли она в программу. То, что автомобиль давно уже снят с гарантии, еще не означает, что ему не светит бесплатный ремонт. У всех крупных дилерских сетей есть доступ к общей базе, где по VIN-номерам можно узнать, подпадает ли машина под программу устранения неисправностей. Бесплатная «работа над ошибками» обычно растягивается на годы. Тем не менее затягивать с визитом на станцию техобслуживания не стоит. По закону, предупредив клиента о начале акции отзыва (речь, конечно, идет о получении заказного письма от дилера или распространении официальной информации по СМИ), автопроизводитель снимает с себя ответственность за возможную поломку из-за дефектной детали или агрегата. В России подобных прецедентов еще не было, но в США и Европе суды уже вставали на сторону автопроизводителей. В то же время, если потребитель исправно выполнял все требования производителя, а неисправность дала о себе знать, скажем, во время ожидания ремонта или по дороге на станцию техобслуживания, у автовладельца есть полное право требовать компенсации. Есть и еще одна причина поспешить в автосервис сразу же после объявления отзыва. Хотя запчастей, выделяемых производителем для устранения брака, хватит на все подпавшие под отзыв автомобили, это еще не означает, что автодилеры будут годами ждать целевого ремонта. Не исключено, что через пару лет после объявления отзыва, явившись на сервис, вы узнаете, что необходимых для ремонта агрегатов в наличии нет. |