Газета «Наш Мир» В среду зарубежная пресса продолжает следить за прощальным европейским турне Джорджа Буша. Американский президент, известный своими жесткими заявлениями по вопросам внешней политики, удивил наблюдателей, сказав, что сожалеет о своей репутации человека, который развязал войну в Ираке. Под конец второго срока Буш отказался от прежней "техасской резкости" и односторонней политики, отмечают газеты. И хотя скучать по Джорджу Бушу никто не будет, "самый непопулярный президент в истории США" может оставить в наследство преемнику теплые отношения с Европой.
В эксклюзивном интервью The Times президент Буш признал, что из-за воинственной риторики мир считает его "парнем, всерьез стремившимся устроить войну" в Ираке. Его "неправильно поняли", уверен глава Белого дома. "Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, я мог бы избрать другой тон, другую риторику", – заявил Буш и указал, что теперь его цель – дать преемнику возможность решить проблему Ирана с помощью международной дипломатии и без военного вмешательства. Тем не менее, он очень не хотел бы, чтобы следующий президент вывел войска из Афганистана и Ирака.
Курс на обособленность, которым был отмечен президентский первый срок Джорджа Буша, сменился энергичным стремлением к установлению многосторонних отношений, отмечает газета. Основная задача американского лидера на те шесть месяцев, что ему осталось провести в президентском кресле, – добиться договоренностей по определенному перечню вопросов, например о создании Палестинского государства, рассказал Буш.
Если следующим главой государства станет демократ Барак Обама, считает Буш, это может расколоть единый фронт, который сформировался на Западе для противодействия ядерной программе Тегерана. Во вторник на саммите США и стран Евросоюза в Словении президент настаивал на введении более жестких санкций против Ирана в том случае, если он не согласится приостановить программу обогащения урана, напоминает The Times. "Выбор за ними: либо улучшение отношений со всеми нами, либо изоляция". И хотя в Израиле звучат слова о том, что удар по Ирану "неизбежен", Буш уверен, что необходимо продолжать дипломатическое давление.
В Берлине Буша встречали не очень радушно, рассказывает Die Welt. Приехал американский президент – ну, и что дальше? Ни один американский президент не навредил своей стране больше, ни один в такой степени не нарушал международного права, никто не совершал таких грубейших стратегических ошибок – все эти обвинения уже превратились в рутину, а соответствующее настроение давно потеряно, замечает немецкое издание. Поэтому Буша решено оставить в покое.
Дружбой это, возможно, и не назовешь, но канцлер Ангела Меркель и президент США находят общий язык. Говорят, именно Меркель удалось вытащить из Буша пару уступок в вопросе защиты климата. Они в один голос высказались в пользу дипломатии в отношениях с Ираном и сообща вдохнули новую жизнь в ближневосточную инициативу, пишет издание. А вот немецкие социал-демократы считают, что "у Буша можно поучиться тому, как делать не надо". Представитель ХДС также признался, что "не будет скучать по Джорджу Бушу".
Европа, с которой на этой неделе прощается Джордж Буш, никогда еще не была так далека от американского президента, пишет французская Le Figaro. Ведь это он со своей техасской резкостью и бесконечными силовыми акциями стоит у истоков антиамериканских настроений в странах ЕС. Внешнеполитический эгоизм, война в Ираке, безразличие по отношению к климатическим изменениям, – все это провоцирует негативную реакцию.
И все же, как ни парадоксально, сейчас отношения Европы с Соединенными Штатами на редкость хороши, отмечает газета. Противники Буша Жак Ширак и Герхард Шредер уступили место откровенно проамериканским лидерам – Николя Саркози и Ангеле Меркель. И после двух войн, в Афганистане и Ираке, "мы скорее сожалеем о бессилии США на международной арене", признает обозреватель Le Figaro.
Американская администрация претерпела за последние годы значительную эволюцию, обращает внимание издание. С начала своего второго срока вместе с Кондолизой Райс в Госдепартаменте и Робертом Гейтсом, сменившим Дональда Рамсфельда в Пентагоне, Джордж Буш возобновил диалог с союзниками. Их уже считают не третьим лишним, а, напротив, настоящими партнерами, помощь которых и ценна, и необходима. В результате столь непопулярный в Европе американский президент может оставить в наследство преемнику хорошие трансатлантические отношения.
|