Газета «Наш Мир»
Широко известный во всем бывшем СССР, Чингиз Айтматов - самый популярный киргизский писатель. Он также является послом Киргизии в Брюсселе. Его ярко выраженная поддержка киргизской революции якобы привела немалую часть элиты страны на сторону оппозиции.
Le Figaro. - Тот факт, что Вы стали на сторону киргизской революции, явно способствовал переходу многих на сторону оппозиции. Каково Ваше видение того, что произошло в Киргизии?
Чингиз Айтматов. - Я не 'стал на сторону' революции. Я всегда был на стороне демократии и народа. Хотя вначале режим Аскара Акаева и был демократическим, в последнее время он встал на опасный путь авторитаризма и кумовства. Смена власти, даже если она происходит в сложных и опасных революционных условиях, дает надежду стране на новую политическую перспективу и выход из кризиса.
Кажутся ли Вам достойными доверия люди, которые пришли к власти?
- Они демократы. В аппарате власти они занимали высокие посты, которые оставили из-за разногласий с командой Акаева. Они обладают опытом. Я надеюсь, что это позволит им найти новый политический подход к решению острых проблем. Если же этого не случится, все вновь пойдет так же, как при Акаеве.
Несмотря на быструю смену власти, имели место эксцессы, грабежи. Нет ли опасности того, что эта пока еще мирная революция изменит свою сущность?
- Только после бегства президента за границу и победы новой власти все переменилось в течение двух дней. Мы стали свидетелями того, как толпы грабителей врывались в супермаркеты и магазины в обстановке полного хаоса. Это было крайне опасно. И правда, не было больше ни милиции, ни армии. Все сбежали с корабля, увидев, что его покинул президент. И сегодня все еще царит хаос. Новой власти необходимо срочно взять под свой контроль силовые министерства.
Стоит ли опасаться попытки дестабилизации со стороны Узбекистана, принимая во внимание опасность, которую представляет киргизская революция для диктаторского режима Каримова?
- Узбекистан закрыл границу с Киргизией. Он боится заразы, тем более что узбекское меньшинство, проживающее на юге, поддержало оппозицию. Я не думаю, что стоит опасаться попыток дестабилизации со стороны Ташкента. . . Я являюсь автором проекта региональной интеграции стран Средней Азии. Я убежден, что наилучшим способом решения наших проблем было бы действовать сообща. Однако, к сожалению, происходит отнюдь не это.
После 'оранжевой революции' в Киеве и грузинской 'революции роз' не почувствует ли Россия угрозу и со стороны этой, киргизской, революции?
- Позиция Москвы прагматична. Россияне относятся к тому, что у нас происходит, как к реальности, к реальной смене власти. Наши новые руководители утверждают, что они будут лояльны по отношению к Москве. Вам следует понять, что Россия по-прежнему будет приоритетом нашей внешней политики. Значит, перемены никак не повлияют на наши с ней отношения.
|