Газета «Наш Мир»
Издевательства и изнасилования на базах США: феномен, по причине которого американская военная верхушка оказывается в затруднительном положении. В свет выходит книга The lonely soldier ("Одинокий солдат"), сборник историй женщин-военнослужащих, вернувшихся домой
На американских военных базах в Ираке повсюду развешаны предупреждения: "Не разгуливайте по территории базы после захода солнца". "Посещайте душ только в компании с подругой". И еще: "В случае нападения сексуального характера мы можем помочь вам: обращайтесь к ...". Это крайне неприятный феномен, но его становится все труднее скрывать: все чаще женщины-военнослужащие, находящиеся в подразделениях американской армии, прежде всего, в Ираке и Афганистане, становятся жертвами сексуального насилия.
Несколько недель назад Пентагон опубликовал данные, согласно которым в 2006 году треть женщин-ветеранов заявили о том, что подвергались сексуальному преследованию – в физическом или вербальном плане – во время несения службы, в большинстве случаев со стороны мужчин, с которыми им приходилось служить. В том же году было подано 2688 заявлений о сексуальном насилии, и в 60% случаев речь шла об изнасилованиях в служебное время. Эти данные оспаривались ассоциациями по оказанию поддержки ветеранам и Элен Бенедикт, профессором Колумбийского университета Нью-Йорка и автором исследования по данному вопросу: по словам Бенедикт, действительно, треть женщин-ветеранов стали жертвами сексуального насилия, но при этом от 71 до 90% преследовались на словах. "Пентагон занижает цифры, поскольку такая статистика вредит его имиджу, – говорит исследовательница, опубликовавшая в New York Times статью по этой проблематике, которую цитировал Барак Обама во время своего выступления в День поминовения, – но правда заключается в том, что проблема никогда не обретала подобного размаха".
Нетрудно понять, почему Бенедикт говорит о проблеме, "достигшей такого размаха": на двух основных фронтах "войны с терроризмом", начатой по желанию администрации Буша, находится самое большое число женщин-военнослужащих за всю историю войн и конфликтов, в которых принимали участии вооруженные силы США. В этих двух странах в настоящее время женщины-военнослужащие составляют 11% всей численности дислоцированных войск. В более широком плане, в боевых подразделениях женщины составляют 15%, в целом в американской армии на долю женщин приходится 20%. Увеличение числа женщин-военнослужащих связано как с активизацией деятельности вербовочных пунктов после 2003 года, так и с использованием на театре военных действий подразделений Национальной гвардии – силы, традиционно действующей на территории США, в которой всегда было велико участие женщин. Ветеранские организации сообщают о том, что женщины подергаются сильнейшему давлению: "Как и все военнослужащие, они подвергаются воздействию психологических стрессов, также велика вероятность получения ранения. Кроме того, они подвергаются риску быть изнасилованными, и если такое происходит, они оказываются лишенными помощи, – говорит Сьюзанн Авила-Смит, основательница правозащитной ассоциации Women Organizing Women. – Если военнослужащий получает ранение, его отправляют в Германию, где его и лечат. Если женщина становится жертвой изнасилования, то в Ираке не существует никакой формы оказания помощи: самым распространенным ответом на ее заявление является: "Иди работай". Но если это смелая женщина, то она подает жалобу и начинает тяжбу, длящуюся бесконечно долго и крайне тяжелую с психологической точки зрения".
Как многие активисты-правозащитники, Авила-Смит обвиняет министерство обороны в бездействии. Согласно имеющимся данным, с 2005 года, когда проблема стала очевидной, Пентагон предоставил возможность подавать анонимные жалобы на специально созданный сайт в интернете: "Мы сотрудничаем с гражданскими и военными экспертами, – говорит представитель Пентагона Айлин Лайнез, – мы разрабатываем новые подходы к решению проблемы и особый подход в отношении женщин-ветеранов. Департамент занимается созданием рабочего пространства, свободного от барьеров и предрассудков". Но, по мнению многих, этого недостаточно. "Обязательства остаются на бумаге: в реальной жизни они всегда остаются на стороне тех, кто совершил насилие, а не на стороне тех, кто стал его жертвой, – повторяет Авила-Смит. – Многие женщины-ветераны рассказывали мне о давлении, которое на них оказывалось с тем, чтобы они забрали свои заявления, о страхе вернуться в то же подразделение, в котором они подверглись насилию". Жестокие слова, подтвержденные теми, у кого хватило мужества выступить с обвинением – например, Сьюзанн Свифт, осужденной за дезертирство, поскольку она отказалась вернуться в Ирак в ту же часть, в которой служил изнасиловавший ее мужчина. Этот случай, имевший место два года назад, впервые сорвал покровы с этой проблемы. |