Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Рациональное зерно среди плевел заблуждений
Газета "Наш Мир"
Газета «Наш Мир»

Поиски секуляризации ведут к истокам духовных традиций

Источник: НГ-религии


Сухейль Фарах. Духовная секуляризация и религия: опыт христианства и ислама. – М: 2008. – 182 с.

Проблема роста религиозного экстремизма стоит сегодня особенно остро на Ближнем Востоке, в частности в Ливане – на родине президента Ливано-Российского дома, доктора философских наук, профессора Сухейля Фараха. Многие годы Фарах живет и работает в России – стране, где 70 лет господствовал воинствующий атеизм. Вот почему новая монография ученого посвящена поиску компромисса между двумя непримиримыми и крайне опасными для общественного развития крайностями: религиозным фанатизмом и радикальным "сциентизмом". Если первый стремится подчинить все сферы жизни средневековым догмам, то второй, основываясь на вульгарном материализме, отказывает религиозному мировоззрению в праве на существование.

"Духовная секуляризация и религия..." – книга скорее для академических штудий, чем для легкого чтения. Этим объясняется ее нагруженность цитатами из сочинений ученых и богословов прошлого и настоящего Востока и Запада, дающих широкую картину развития представлений о сущности и критериях истинности знания, как научного, так и религиозного, о принципах разделения духовной и светской сфер жизни. Читатель встретит не только такие имена, как Тейяр де Шарден, Мишель Фуко, Николай Бердяев, но и познакомится с широким пластом практически неизвестной в нашей стране религиозно-философской мысли арабского Леванта – стран Восточного Средиземноморья.

Особенно интересно прочтение ливанскими христианскими философами социально-религиозного наследия раннего христианства, базирующегося на словах Христа "Отдавайте кесарево – кесарю, а Божие – Богу" (Мф.: 22, 21) и "Мое царствие не от мира сего" (Ин.: 18, 36). По мнению автора, "благодаря своим представлениям раннее христианство оказалось лучше, чем иные религии, приспособленным не только для создания универсального духовного призыва, но и для того, чтобы сформировать предпосылки светской философии исходя из особенностей мирского бытия и принципа его самостоятельного существования как прибежища для человека и опоры для его деятельности". В дальнейшем христианская – как православная, так и католическая – арабская мысль Востока обогатилась идеями французского Просвещения. Именно благодаря этой философской традиции, по мысли автора, стало возможным формирование толерантного общества в Ливане, межрелигиозное равновесие в котором, однако, подвергается в последние десятилетия серьезным испытаниям.

"Жестокий натиск модернизации обрушился на Ближний Восток", – пишет Сухейль Фарах. Мусульмане восприняли новые вызовы как покушение на свои традиционные ценности в большей степени, нежели христиане. Модернизационные тенденции в глазах арабов связаны с экспансией Запада, и именно поэтому мусульманским мыслителям не удалось, по мнению автора, в полной мере использовать рационалистический потенциал исламского наследия раннего Средневековья. Исламские богословы сосредоточились на задачах сохранения традиционных ценностей от "тлетворного" влияния Запада.

Эти особенности стали причиной некоей вульгаризации представлений о роли и месте духовности в жизни арабского общества. "На Востоке большей частью приходится иметь дело не с религиозным сознанием в возвышенном и глубоком смысле слова, а прежде всего и почти исключительно с повседневным конфессиональным сознанием", – считает Фарах. Религиозная принадлежность становится инструментом политической самоидентификации.

Вместе с тем многовековая история религиозной и философской мысли Ливана и других арабских стран Средиземноморья дает основу для формулирования новой концепции, способной разрешить противоречия между рационализмом и верой в современном арабском мире. Автор вводит понятие "духовная секуляризация" – это некий ключ к тому процессу, который, по его мнению, поможет найти срединный путь между религиозным фанатизмом и радикальным отрицанием духовных ценностей. "Нельзя построить и сохранить светское общество, не уважая исторической памяти, которая живет в религиозном сознании и занимает важное место в мире интуиций народной души". Светская власть освобождает религиозных деятелей "от гнета мирских" дел, а духовные лица сохраняют для общества нравственные ориентиры. Львы и агнцы возлягут рядом ради блага арабского мира – именно таким представляется общественное согласие на страницах книги Сухейля Фараха.

Источник: www.religare.ru
Ссылки по теме:
Категория: Общерелигиозные | Просмотров: 786 | Добавил: kaipov | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Июнь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана