Газета «Наш Мир»
Группа археологов нашла в Эфиопии дворец царицы Савской. Осталось доказать, что такая историческая личность действительно существовала. Сенсационная весть прилетела из Африки: ученые из археологического института Университета Гамбурга во время раскопок на территории эфиопского города Аксума обнаружили дворец легендарной царицы.
...Это красивая история, обросшая множеством легенд. В X веке до нашей эры во времена правления царя Соломона к нему в Иерусалим с блистательной свитой пожаловала некая царица Южная, управлявшая сабеями — народом Счастливой Аравии, лежавшей на юге от Палестины. Пришла она с огромным караваном драгоценных даров. Решив испытать мудрость Соломона, царица Савская задала ему множество вопросов и загадок и, получив на все ответы, удостоверилась в его величии. Царь, в свою очередь, восхитился красотой, умом и богатством правительницы и решил, что именно эта женщина достойна чести подарить ему наследника. После совместно проведенной ночи Соломон, согласно легенде, подарил южной владычице святыню еврейского народа — ковчег завета, а она ему — сына Менелека. Было это в действительности или нет, сказать невозможно, поскольку последующая история царицы Савской затерялась в песках времени. Лишь множество мифов подсказывают историкам и археологам, где предположительно она могла жить и править.
И вот руководитель исследований профессор Хельмут Цигерт берется утверждать, что в Эфиопии под развалинами дворца одного из христианских королей найдены стены сооружения, датируемого Х веком до нашей эры. В самом дворце обнаружен алтарь, в котором предположительно находился ковчег завета. По библейским легендам, в нем хранились каменные скрижали с десятью заповедями.
— Наше исследование показало, что дворец царицы Савской, который ориентировался на звезду Сириус, за короткое время был частично разрушен, а потом воздвигнут заново, — рассказал Хельмут Цигерт. — Его восстановлением занимался сын царицы и Соломона Менелек. Он же соорудил алтарь с двумя базальтовыми колоннами, на которых перед возведением в Аксуме храма располагался ковчег завета.
На то, что это был непростой алтарь, указывают следы множества жертвоприношений вокруг него. Археологи нашли большое количество костей в окрестностях священного места. “Это доказывает, — говорит профессор Цигерт, — что алтарь содержал в себе нечто такое, чему приходило поклоняться очень много верующих”. Развалины царской резиденции, как утверждает Цигерт, были скрыты под более поздней постройкой, куда экскурсоводы традиционно водят туристов поглазеть на руины дворца царицы Савской. Получается, гиды не обманывают?
Ошиблись адресом
Известие сразу же вызвало бурную и порой весьма неожиданную реакцию в международном научном сообществе. Коллеги профессора Цигерта по Гамбургскому университету объявили его изыскания несостоятельными, заявив, что больше не имеют с данным господином ничего общего. Заведующий отделом изучения Эфиопии Гамбургского университета профессор Улиг Зиберт просто-таки открестился от коллеги, сказав буквально следующее: “Цигерт давно вышел на пенсию и не является членом нашей исследовательской группы, а его выводы не могут быть признаны научно доказанными”.
Чем же так не угодил немецкий археолог своим коллегам по цеху? Хотя бы тем, что, по общепринятому мнению, остатки дворца царицы следует искать по другую сторону Красного моря. К примеру, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН Сергей Французов считает “совершенно необоснованным искать дворец в Эфиопии. Если предположить, что он был на самом деле, то мог находиться только в Йемене”. Дело в том, что Савской царица именуется в честь древнего государства Саба, находившегося на территории современного Йемена. Его столицей был и поныне существующий город Мариб. По историческим данным, сабейцы, конечно, совершали походы на африканский континент, но это происходило не раньше конца IX начала VIII века до нашей эры. “Они пришли явно не на пустое место. Там существовало царство Даамат, в которое сабейцы принесли письменность и религию. Видимо, Цигерт и раскопал дворец этого царства”, — считает Сергей Французов.
Однако немецкий археолог упорно стоит на том, что найденное им сооружение не что иное, как дворец царицы Савской. На это, по его мнению, указывают многочисленные устные сказания о ней, записанные намного позже и осевшие в архивах города Аксума. Они были проверены и подтверждены детально предметами, найденными во время раскопок. Однако их принадлежность именно царице Савской вызывает серьезные сомнения в научной среде. Так, директор Восточного департамента Германского археологического института доктор философских наук Рикардо Айхманн рассказал, что для достоверной идентификации личности, проживавшей в том или ином дворце, требуется целый ряд исторических свидетельств. Допустим, имя или какие-либо другие упоминания о правителе, сохранившиеся на найденных предметах. Или должно быть найдено само жилище с сохранившейся обстановкой. Свидетельствами могут также являться личные вещи человека, найденные при раскопках, на них не лишними окажутся и надписи с именем правителя. Неопровержимыми доказательствами могут служить могила с надгробным камнем и скелет или кости, а также данные анализа ДНК. Ничего подобного Хельмутом Цигертом пока не предоставлено. Да и будет ли вообще предоставлено? Генеральный директор Государственного музея искусства народов Востока доктор исторических наук Александр Седов рассказал, что в Аксуме интенсивно работали британские экспедиции, вели масштабные раскопки, но не нашли культурных слоев древнее последних веков до нашей эры. “Хотя, может быть, они просто плохо искали?” — не отрицает такого факта ученый.
Самым очевидным доказательством наличия у царицы Савской африканских корней является и предполагаемый цвет ее кожи. Согласно некоторым источникам, она была чернокожей. В свою очередь, если бы она правила и жила в современном Йемене, то ее кожа должна быть более светлой. По мнению Сергея Французова, “царицу Савскую изображают черной, потому что в средневековой Европе, когда появились ее первые изображения, все были увлечены именно эфиопскими мифами”.
А была ли царица?
Некоторые археологи сомневаются, что следы таинственной царицы вообще удастся когда-либо найти. Парадокс в том, объясняет Александр Седов, что “о царице Савской мы знаем только из Библии (хотя в Коране также говорится о встрече Соломона с царицей Савской — прим.). Она упоминается в качестве владычицы южных земель, пришедшей с большим количеством даров во главе большого каравана к царю Соломону в Иерусалим”.
Скептицизм относительно реального существования царицы основывается еще и на том, что, помимо отсутствия записей в исторических документах, ее настоящее полное имя доселе остается неизвестным. Оно не упоминается ни в Библии, ни в устных источниках. Более того, в древних государствах, где, по предположениям, она могла править, вообще не было женщин-правительниц. “К настоящему времени история Южно-Аравийского царства хорошо изучена, — говорит Александр Седов. До нас дошло колоссальное количество — несколько тысяч письменных источников, оставленных самими сабейцами. Это позволило составить подробную генеалогию правителей царств. И надо признать, что в указанном в Библии периоде среди правителей отсутствуют женские имена. Там были только цари”. Кто же тогда приходил к Соломону?
Как предполагают исследователи, история с царицей Савской могла появиться в Библии исключительно ради описания мудрости Соломона. Мол, на поклонение к нему с изъявлением покорности приходили даже такие богатые и умные люди, как царица Савская. Дело в том, что во времена правления Соломона Южная Аравия считалась богатейшей землей, населенной счастливыми людьми. В записях древнегреческих и римских ученых присутствуют факты о безграничном, по тому времени, расточительстве сабейцев. Например, для кипячения воды они использовали хворост благовонных деревьев, хотя благовония в древности ценились дороже золота и серебра.
Есть и еще один странный факт. На территории современного Израиля не найдено совершенно никаких свидетельств того, что в Х веке до нашей эры туда привезли большое количество предметов из Эфиопии или Йемена. Все обнаруженные арте-факты не связаны с теми территориями.
С другой стороны, есть также факты, которые могут служить некоторым косвенным признаком реального существования царицы Савской. Во-первых, царь Соломон — это реальная историческая личность. Записи о визите южно-аравийской гостьи появились в Ветхом Завете, как считают исследователи, в VIII-VII веке до нашей эры, достаточно близко к предполагаемому факту знакомства царицы Савской с Соломоном. “За два века память о высоком посольстве еще могла не стереться из умов потомков”, — утверждает Александр Седов. Эту мысль поддерживает и профессор неаполитанского музея Востока археолог Алессандро де Маигрэ. Он склонен верить в существование царицы Савской как исторической личности: “Факт, что о ней говорится только в Библии, не означает, что она лишь легенда. Вряд ли люди, писавшие Ветхий Завет, поставили бы в один ряд с великим владыкой Соломоном царицу, которая не существовала на самом деле”. Для итальянского профессора нет ничего странного, что в Х веке до нашей эры на территории Аравийского полуострова жила правительница-женщина, но свидетельства тому не были найдены. “В истории древнего мира существует еще очень много белых пятен”, — говорит он. Коллегу поддерживает и Рикардо Айхманн. Он считает, что “существование царицы вполне возможно, просто археологи своими методами пока не смогли это доказать”.
Несмотря на недоказанность самого факта существования легендарной царицы, вряд ли прекратятся поиски ее дворца и спрятанного в нем ковчега завета. Только за последние десятилетия археологи много раз заявляли о величайшей находке, причем руины были отрыты не только в предполагаемых местах обитания царицы, но и в соседних Судане, Египте, Зимбабве и даже Ирландии. Но, к сожалению, все сообщения пока что оказывались не более чем дутыми сенсациями.
Мнения
Хизри Амирханов, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом каменного века Института археологии РАН:
— Определенный смысл в поисках следов царицы есть. Скорее всего, она существовала как историческая личность, ведь если мы признаем существование Соломона, то должны признать и реальность царицы. Но вряд ли имеет смысл искать дворец царицы Савской в Эфиопии. В этой стране упорно ходят мифы о происхождении династии местных правителей от сына царицы Савской и Соломона. Но это лишь легенды, им и пытаются найти подтверждение.
Дмитрий Мадуров, кандидат искусствоведения, археолог, историк:
— Изучая сабейское царство, археологи постоянно находят какие-то дворцы и строения. Некоторые из них в принципе могли принадлежать царице Савской. Но это все вилами на воде писано. История тех времен довольно плохо изучена. Саба была развитым царством со своей довольно мощной культурой, письменностью. И в реальности могло произойти событие, что к Соломону оттуда приехала какая-то царица с дипломатической миссией. Однако настоящей информации очень мало, все остальное — домыслы, причем более поздние.
Владимир КРЮЧКОВ, «Итоги» |