Газета «Наш Мир»
Сегодняшний западный мир навязывает всему остальному миру «западоцентричную» картину мира. Согласно ей, в центре всего стоит «самая совершенная» и «единственно правильная» западная цивилизация. А «правильность» эта, якобы, основывается на том, что в основании ее лежит античное наследие греческой науки, философии, демократии, римского права, республиканского строя, христианской нравственности и гуманистических идей Возрождения.
Однако, вся эта смесь разных идеологий и культур, которую западный человек считает «исконно западной», на самом деле к нему имеет весьма далекое отношение. Все эти идеи античности, Христианства и Возрождения — настолько противоречащие и противоположные друг другу вещи, что объединить их в один соус может только человек необразованный. Или человек, целенаправленно желающий ввести всех остальных в заблуждение.
Действительно, лидеры западного мира придумали всю эту культурно-идеологическую смесь из несовместимых друг с другом идей и ценности античного, христианского и постхристианского обществ только как миф. Миф, созданный для того, чтобы сформировать в глазах всего остального мира светлый образ Запада, выросшего на самых лучших традициях и ценностях прежних культур.
По этому мифу, то, что западные страны переняли из греческого и римского наследия некоторые идеи, ценности и термины, создает иллюзию, что современный Запад является наследником и правопреемником культуры Древней Греции, афинской демократии и римского государства. Однако следует развеять это весьма распространенное заблуждение.
Запад никогда не являлся ни духовным, ни культурным, ни политическим наследником Древней Греции. Наоборот, формирование феодальных государств Европы демонстрировало совершенно иную матрицу развития. Не говоря уже о том, что принятие европейцами Христианства означало полный разрыв с «языческой» культурой античного общества. И этот разрыв в продолжении античной культуры составлял более тысячи лет.
Сами же древние греки скорее отождествляли себя с великой восточной культурой, с Древним Египтом и Финикией, откуда они восприняли и письменность, и основы гражданской культуры, военного и мореходного дела. Мартин Бернал пишет, что греки прекрасно осознавали свою принадлежность к культурному ареалу Древнего Востока. «Они не только высоко ценили то, чему обучились у египтян и финикийцев, но и… считали своими предками египтян, быть может, мифическими, но это не важно», — заключает ученый.
Население современных западных стран воспринималось греками как скопище варваров. Таким образом, древнегреческая культура и цивилизация и западноевропейская соотносятся между собой примерно так же, как культура индейцев Северной Америки с современной массовой культурой США.
То же самое касается идей и ценностей Возрождения, которое якобы было порождено самим западным обществом. На самом деле, импульс к Возрождению научных, демократических, политических и иных идеалов античного общества современная Европа получила от исламского мира. Не говоря уже о том, что само Новое время, порожденное Возрождением, начиналось с отрицания христианского наследия. Это отрицание продолжается и сегодня, превращая Запад в мировой оплот неоязычества.
Однако при всем этом у Запада на протяжении долгой истории была одна важная черта, которая, несмотря на противоречивость скроенной им духовно-идеологической платформы, позволяла ему оставаться лидером для всего остального мира. Это его удивительная активность на протяжении столетий.
Запад и сегодня на удивление активен. Он сам и наступает на другие страны, и сам же порождает свои внутренние движения протеста. Активность Запада проявляется практически во всех сферах современной жизни — военно-политической, финансово-экономической, научно-технической, общественно-протестной и т. д.
Арнольд Тойнби пишет: «Современная западная экспансия в буквальном смысле имеет мировой масштаб, и, по крайней мере, в настоящее время она освободила нас полностью от старых вызовов со стороны внешнего окружения. Последний вызов такого рода в современной западной истории наблюдался два с половиной века тому назад, когда османы пытались захватить Вену. Однако с момента неудачи последнего крупного оттоманского нашествия 1683 года Homo Occidentalis успел позабыть, что значит предстать перед серьезной угрозой со стороны внешних сил».
«С тех пор он постоянно угрожает другим, сам не ведая чувства страха,… продолжает свою глобальную экспансию… победное шествие западной цивилизации… великое созидательное дело превращения вестернизированного мира в экуменистическое общество…, — утверждает Тойнби. — Когда другие цивилизации предпочитали держаться своих постоянных границ, безудержно расширяющаяся западная цивилизация, не зная пределов своим устремлениям, стала стучаться во все двери, взламывать все преграды и прорываться в самые закрытые крепости».
Однако военный захват и политическое подчинение новых территорий — это всего лишь вершина айсберга. Вот уже более столетия западная цивилизация, наряду с этими методами, применяет более изощренные и надежные технологии установления своего господства. Это господство над душами и умами людей через навязывание своей культуры, через создание и насаждение по всему миру своего видения истории и современности, через контроль за основными каналами распространения информации — телевидение, радио, кино, пресса.
И в этом деле созданный Западом о самом себе миф как о светлой цивилизации, соединившей в себе все идеалы античности, Христианства и Возрождения одновременно, играет ключевую роль. И в этом особенность западного типа экспансии и деспотизма.
Современный французский мыслитель С. Московичи пишет, что в отличие от восточного типа деспотизма, который опирается на контроль над средствами производства (Вавилон, Древний Египет, Советский Союз), западный тип деспотизма опирается на контроль над средствами массовой информации (гитлеровская Германия, США) и использует их как нервную систему.
«Они простирают свои ответвления повсюду, где люди собираются, встречаются и работают. Они проникают в закоулки каждого квартала, каждого дома, чтобы запереть людей в клетку заданных сверху образов и внушить им общую для всех картину действительности…, — пишет он. — Западный деспотизм предполагает захват орудий влияния или внушения, каковыми являются школа, пресса, радио и т. д. Все происходит так, как если бы шло развитие от одного к другому: внешнее подчинение уступает место внутреннему подчинению масс, видимое господство подменяется духовным, незримым господством, от которого невозможно защититься».
Исламский же мир, который после своего расцвета в период Халифата постепенно утрачивал свои позиции в мире, оказался беззащитным перед таким культурным, идеологическим и информационным натиском со стороны Запада. Представитель одной из восточных стран заметил: «Самым печальным из всего, что когда-либо происходило с Азией, была не физическая, а духовная колонизация», — и добавил: «Эта духовная колонизация пока еще не полностью искоренена в Азии, общества многих азиатских стран пытаются освободиться от нее».
Микаил ЗАПАШНЫЙ |