Газета «Наш Мир»
Эксперт: “Конфликт дольщиков с застройщиками перетекает из экономической плоскости в политическую”.
Все дело в том, что большая часть из тех, кого ныне дольщики обвиняют буквально во всех смертных грехах, стали недоступны для казахстанского правосудия. Одни, как только строительная индустрия стала рушиться, словно карточный домик, выехали за пределы республики, другие поспешили переквалифицироваться в депутаты. Причем не только местных представительских органов, но даже парламента страны. Однако армия дольщиков сдаваться не собирается. В ход идут самые крайние меры — от перекрытия центральных автомагистралей в городах, до многодневных голодовок. Так в Астане одна акций протеста началась еще 7 мая текущего года и продолжается до сих пор. Спросите, помогает ли? Ответим — отчасти. Да, отдельные руководители на местах стали признавать допущенные ранее ошибки, как, например акимы Астаны и Алматы. Поспешило заявить о выделении некоторых средств на окончание жилищного строительства и правительство Казахстана. Но, как заметил в интервью “Немецкой Волне” руководитель общественного объединения “Шанырак” Асылбек Кожахметов (на фото), в целом проблема обманутых дольщиков как была острой, так острой и остается, поскольку заявление правительства носит исключительно прагматический характер. По данным Кожахметова, будет профинансировано окончание строительства лишь тех объектов, которые готовы на 80%:
- С точки зрения логики, с точки зрения рационализма — это правильно. За малые деньги успокоить какую-то часть людей с конкретным результатом. С точки зрения закона, это абсолютно незаконно. Поскольку те, кто вложил деньги и ничего не получил, и те, кто вложил деньги и получил 80%, находятся в абсолютно одинаковой правовой ситуации. Их нельзя делить по отношению к закону.
Конфликт приобретает политическую окраску
Тем не менее, отметил Асылбек Кожахметов, де-факто правительство их разделило. Тем самым в еще более худшей ситуации оказалась та немалая группа дольщиков, которая вложив деньги в строительство, не получила от застройщиков даже котлована. Как итог, конфликт стал получать политическую окраску, так как обманутые в своих ожиданиях люди, всю вину стали возлагать на власти страны. Что, впрочем, не удивительно, подчеркнул руководитель объединения “Шанырак”:
- Получается как? Денег уже нет. Деньги уже съедены. Люди без жилища, некоторые на улице. К кому они должны обращаться?! К правительству Соединенных Штатов? Ну, наверное, нет! К оппозиции? Но у нее нет ни власти, ни денег. И это совершенно нормально, что они стали обращаться к власти! Все громадные суммы денег, они же поступали на основании неких лицензий, выданных акиматами и разными ГАСКами (городской архитектурно-строительный контроль — прим.). Они же проходили по каналам на счета компаний, которые, зачастую не имея даже земли, аккумулировали деньги! То есть, здесь ответственность государства очень серьезная.
Как решить проблему?
В этой связи, заметил Асылбек Кожахметов, если конфликтная ситуация в течение ближайших месяцев не будет разрешена, то уже очень скоро власти страны получат значительное обострение проблемы. И пока еще не поздно, надо искать пути выхода из нее, отметил руководитель объединения “Шанырак”:
- Давайте думать о том, как решить проблему десятков тысяч людей, которые в результате такой безответственной государственной политики в этом вопросе, оказались на улице. Не будет решена, я убежден, что осенью нас ожидают большие волнения.
Соответственно, Асылбек Кожахметов предложил свой вариант разрешения конфликта. По его словам, правительство страны не только должно постараться привлечь к ответственности проштрафившихся руководителей строительных компаний, арестовав их собственность, но и составив списки пострадавших дольщиков, выдать им беспроцентный кредит на приобретение жилья сроком на 50 лет:
- Вернуть деньги уже невозможно. Их надо списать. Государство берет это на свой счет. Это нормальная правительственная практика во многих европейских странах. Государство признает ошибки, выделяет из бюджета деньги, и нивелирует ситуацию.
Анатолий Вайскопф Немецкая волна |