Газета «Наш Мир»
В начале июня инициативная группа жителей Москвы и Подмосковья, выступающих против строительства кришнаитского храмового комплекса на севере столицы, передала в мэрию резолюцию митинга протеста с требованием отменить решение о выделении кришнаитам земельного участка. По словам организаторов митинга, «это чуждое нам капище, в Индии оно, может, и хорошо, а нам не нужно». Между тем то в одном, то в другом городе России в последнее время проходят акции местных жителей, недовольных строительством православных церквей. И совсем не по религиозным, а по житейским причинам.
На прошлой неделе на Лахнинской улице Санкт-Петербурга, на месте предполагаемого строительства храма в честь святой блаженной Ксении, жители окрестных домов вышли на митинг. Богоугодное дело вызывает у них возражения. Во-первых, по архивным данным, святая Ксения жила в другом месте, поэтому де смысла в постройке храма на Лахтинской нет. Во-вторых, петербуржцы боятся лишиться своего скверика и детской площадки. Третий (и самый сильный) аргумент протестантов – то, что в процессе строительства будут повреждены фундаменты их обветшавших домов, и они могут рассыпаться, как карточные.
Одновременно бушуют страсти в другом районе Питера – на территории Матвеевского сада. В 2001 году Санкт-Петербургская и Ладожская епархия пришла к выводу о нецелесообразности восстановления здесь храма, разрушенного большевиками. Однако в прошлом году городской комитет по градостроительству и архитектуре подписал разрешение на исследование грунта. 17 мая строители отгородили половину сквера забором. Планируется вырыть строительный котлован, изъяв около 1 тыс. кубометров грунта, несмотря на то, что разрешения на строительство пока нет. Местные жители, боясь лишиться единственного в их районе места для прогулок, ссылаются на закон, по которому в скверах и садах никакое строительство невозможно. В ответ начальник отдела строительства и землепользования районной администрации Сергей Кузнецов заявил: «В законе говорится, что строительство запрещено – так его и не будет, а будет воссоздание памятника. И вообще, что вы жалуетесь? Полсадика же вам оставят». Санкт-Петербург – не единственный город в России, где процесс массового возведения храмов не встречает полного одобрения.
В сентябре прошлого года православная община подмосковного Троицка заявила о своем желании возвести храм в лесном массиве рядом с городом. У многих жителей эта новость радости не вызвала: строительство предполагало вырубку части леса. Глава администрации Троицка и местный совет депутатов приняли решение о проведении референдума. Была назначена дата – 2 марта. Но, как рассказал руководитель инициативной группы Станислав Тихонов, за несколько дней до референдума в совет депутатов поступил протест от городской прокуратуры.
По мнению г-на Тихонова, протест был реакцией на письмо, якобы полученное от областных властей. Станислав Тихонов обратился в суд с иском, но тот признал законным отмену референдума «как разжигающего межрелигиозную рознь».
В апреле жители Ростова-на-Дону вышли на митинг в парк Донского технического университета. В парке, где намечено строительство храма святой великомученицы Татьяны, идет активная переноска и вырубка деревьев. Мало того, что уже уничтожено около десятка, перенесенным деревьям по 40–45 лет, и они, по словам ростовчан, не восстановятся.
Три года назад было принято решение о возведении храма в Солнечном районе Иркутска. Само по себе это не вызвало бы возражений местных жителей, если бы местом под стройплощадку не выбрали их любимую березовую рощу. С протестующими встретился главный архитектор города, рассказавший, что микрорайон все равно надо застраивать, и церковь – не худший вариант. За ее строительство высказалась группа из 200 человек, направившая прошение о строительстве в Иркутскую епархию. Благословение архиерея было получено, прошение скрепили своими подписями главный архитектор и мэр, начались подготовительные работы – и все это за спинами обитателей березовой рощи.
«Мы не знали, где появится церковь, – рассказывают они, – пока однажды не обратили внимание на машину, которая бурила скважину возле наших берез. Это единственное место, куда мы можем прийти с детьми. Здесь не ездят машины, здесь безумно красиво. Храм вполне можно передвинуть на несколько десятков метров в ту или другую сторону, чтобы сберечь деревья...»
Большинство подобных конфликтов заканчивается победой РПЦ, подключающей пресловутый административный ресурс. Жители российских городов не против появления в них новых храмов. Но убеждены, что дороги к храмам не должны пролегать через места, которые давно стали сферой их обитания. Гибель рощи или сквера – трагедия не меньшая, чем разрушение церкви. И в том, и в другом случае удар наносится по нашим душам. www.newsland.ru |