Газета «Наш Мир»
В конце мая в британской газете International Herald Tribune появилась довольно острая статья Али аль-Ахмеда, директора Института по делам Персидского залива (Institute for Gulf Affairs). Статья называется "Преградить путь странам, запрещающим женщинам заниматься спортом!". Автор пишет, что в то время как по всему миру катится волна недовольства проведением Олимпиады в Пекине, мало кто говорит о мусульманских странах, не включающих женщин в свои олимпийские команды. При этом аль-Ахмед напоминает положение из Олимпийской хартии: "Любая форма дискриминации по отношению к стране или личности на почве расы, религии, политики или пола несовместима с членством в Олимпийском движении". В 1960-е годы ЮАР запретили участвовать в Олимпийских играх из-за политики апартеида, почему бы теперь не поступить так же и с рядом исламских стран, рассуждает автор.
Аль-Ахмед отмечает, что число стран, не включающих женщин в олимпийские делегации, за последние 20 лет значительно сократилось. В Барселоне (1992 год) таких команд было 35, в Атланте (1996) – 26, в Сиднее (2000) – 10, а на прошлой летней Олимпиаде в Афинах (2004) – всего 4. В числе "нарушителей" – Саудовская Аравия, Бруней и Объединенные Арабские Эмираты. Кроме того, как отмечает аль-Ахмед, в некоторых странах женщинам разрешают участвовать лишь в соревнованиях, не предполагающих открытой формы одежды. Например, в соревнованиях по стрельбе.
В 1992 году алжирская спортсменка Хассиба Булмерка выиграла олимпийские соревнования в беге на 1500 метров. Исламские фундаменталисты подвергли ее обструкции: дескать, Булмерка "слишком долго бегала с обнаженными ногами на глазах у мужчин". Действительно, алжирка выступала в стандартной легкоатлетической форме – футболке и шортах. Точно так же поступала и ее соотечественница Нурия Мерах-Бенида, в 2000 году неожиданно завоевавшая золотую олимпийскую медаль на той же самой дистанции в полтора километра. О хиджабе или мусульманской "спецформе", закрывающей руки и ноги, речи не шло.
У спринтера из Бахрейна Ракьи аль-Гасры во время соревнований открыты лишь кисти рук и лицо. В беге на 100 метров во время афинской Олимпиады (2004 год) она показала время 11,49 секунды и чуть не пробилась в четвертьфинал соревнований. Она была не единственной спортсменкой, выступавшей в Афинах в "спецодежде". Робина Мукимьяр из Афганистана бежала в специальных брюках, но выступила хуже своей бахрейнской коллеги. Впрочем, для нее главным было участие, а не результат. В 1999 году тогда еще талибский Афганистан исключили из Международного олимпийского комитета из-за дискриминации женщин в стране. Участие афганских спортсменок (помимо Мукимьяр, в Играх участвовала дзюдоистка Фриба Разайи) в афинской Олимпиаде посчитали символичным.
Ракья аль-Гасри считает, что ее "спецодежда" помогает ей бежать быстрее. Об этом она, в частности, заявила в прошлом году, выиграв золото на Азиатских играх в беге на 200 метров. Для Азии аль-Гасри весьма неплохая бегунья. Но на мировой арене с ее результатами за высокие места не поборешься. И дело не в особой форме – сейчас за производство "спортивных хиджабов" взялись даже такие крупные фирмы, как Nike. Просто бег на короткие дистанции – не конек арабов. А африканкам-стайерам (бегуньи на длинные дистанции. – "НГР") местные фундаменталисты не указ. Либеральная старушка Европа рядом. Перелететь Средиземное море – и ты уже выступаешь за Францию, Данию или Испанию.
В Саудовской Аравии, как пишет Али аль-Ахмед, женщинам вообще запрещено заниматься спортом. Ультраконсервативная элита королевства (мужская, разумеется) опасается за "культурные и религиозные устои". Женщин не пускают даже на стадионы. Сама элита себе в подобных развлечениях не отказывает: достаточно вспомнить, что в 1990-е годы именно в Саудовской Аравии несколько раз проводились соревнования на Кубок короля Фахда среди ведущих сборных мира по футболу. Знаменитые футболисты приезжают сюда доигрывать последние годы своей карьеры, а саудовские шейхи платят им огромные деньги. Между тем женский спорт (в том числе футбол и баскетбол) носит подпольный характер. Женщинам удается проводить соревнования "в узком кругу" – пока о них не узнает и не запретит духовенство.
Газета Washington Post в апреле опубликовала репортаж из саудовской Джидды. В этом городе существует больше десятка женских баскетбольных команд: некоторые – при частных школах, другие – под прикрытием благотворительных организаций, а третьи – полностью нелегально. К последним относится, например, команда "Джидда юнайтед", состоящая из студенток и домохозяек. Как правило, игроки таких команд дают интервью анонимно и отказываются фотографироваться.
В январе текущего года газета Al-Watan сообщила, что в одном из городов королевства проведен первый в истории футбольный матч среди женских команд. Имена и фамилии футболисток не назывались. Журналисты писали лишь о том, что встречались команды Университета принца Мухаммада бин Фадха (город Хобар) и колледжа Аль-ямама (Эр-Рияд) и матч завершился вничью – 2:2. Организаторы и участники такого рода встреч опасаются реакции властей и духовенства. Верховный муфтий Саудовской Аравии Абдулазиз аль-Шейх в марте запретил женский марафон в столице страны Эр-Рияде. В прошлом году в одной из восточных провинций страны женщины собрались играть в футбол – и снова вмешалось духовенство.
Обнадеживающая информация из анонимных источников поступила в западную прессу в начале этого года. Эти источники сообщают, что власти Саудовской Аравии якобы вот-вот разрешат создание женских спортивных клубов в стране. Для начала они появятся в таких городах, как Эр-Рияд, Джидда, Даммам и Бурида, а затем и по всей стране. Произойдет это к 2010 году. Во всяком случае, таков ультиматум МОК: или создание женских спортклубов в указанный срок, или исключение из комитета.
В то же время три авторитетных саудовских богослова Абдуррахман аль-Барук, Абдулла аль-Джибрин и Абдулазиз аль-Раджхи издали фетву, запрещающую женские спортклубы. "Открывая эти центры, мы распахнем дверь для распространения нравственного упадка. И совершенно понятно, что всякая женщина, посещающая такие клубы, нарушает моральные нормы или вовсе безнравственна", – говорится в фетве. Такая атмосфера царит в королевстве на Аравийском полуострове.
Полтора года назад ряд мусульманских стран обратились в МОК с просьбой перенести сроки проведения лондонской Олимпиады в 2012 году. Она приходится на священный для мусульман месяц Рамадан. Пост, который будут вынуждены соблюдать спортсмены, исповедующие ислам, может поставит их в неравное положение по сравнению с соперниками. Пожалуй, такие страны, как Саудовская Аравия, исключать из МОК не станут. И на Олимпиады они по-прежнему будут возить команды, целиком и полностью состоящие из мужчин. Тон в МОК задают США, а у них с аравийским королевством особые отношения. Вот только к требованиям мусульманских стран в адрес олимпийского движения едва ли кто-то будет прислушиваться.
Станислав Минин
|