Газета «Наш Мир»
Итоги матча Хорватия - Турция
20 июня на чемпионате Европы по футболу состоялся матч 1/4 финала Хорватия - Турция, подаривший болельщикам первый овертайм и первую серию пенальти. 119 минут игра претендовала на звание самой скучной на турнире, но затем команды обменялись голами в концовке дополнительного времени и устроили драматичную серию пенальти. Для хорватов она стала трагедией.
Перед матчем новости из расположения обеих сборных напоминали отчеты медсанчасти батальона миротворческих сил, участвующего в каком-нибудь небольшом локальном конфликте. Те болельщики, которые любят называть футбольные поля "полями сражений", наверняка укрепились в мысли, что это сравнение правдиво. Перед матчем 1/4 финала турки потеряли шесть человек, а хорваты - двух.
Команда Славена Билича осталась без защитника Дарио Кнежевича, повредившего колено в не имевшем для хорватов значения матче с Польшей (1:0), а форвард Игор Будан получил травму на тренировке. Ни Кнежевич, ни Будан не являются основными игроками совей сборной, но терять футболистов по ходу чемпионата Европы в любом случае плохо.
Турки понесли гораздо более серьезный кадровый урон. Основной вратарь Волкан Демирель получил двухматчевую дисквалификации за удар чеха Яна Коллера, а полузащитник Мехмет Аурелио перебрал ракии желтых карточек и также пропускал игру с Хорватией. Травмы получили защитник Сервет Четин и Эмре Гонгюр, а также хавбеки Эмре Белезоглу и Тумер Метин. Главному тренеру сборной Турции Фатиху Териму пришлось выкручиваться, и он выкрутился.
Как и ожидалось, место в воротах занял Рюшту Реджбер, а освободившиеся вакансии в обороне и полузащите заполнили, в частности, Гохан Зан, Мехмет Топал и Сабри Сариоглу. Состав хорватов был боевым и отдохнувшим (в последнем матче группового турнира играли в основном резервисты). При этом Билич с первых минут выпустил всего одного нападающего, которым стал Ивица Олич.
Теперь можно говорить, что с выбором ударного форварда Билич, возможно, ошибся, но в первых двух встречах Олич был лучшим из всех игроков хорватский передней линии. На 17-й минуте Ивица запорол такой момент, какие не всегда запарывают нападающие клубов российской премьер-лиги. После прострела Луки Модрича с фланга Олич без помех бил с нескольких метров и попал в перекладину. Добить мяч в ворота мог Нико Кранчар, но его удар головой получился еще хуже, чем у партнера.
В первом тайме хорваты были лучше, но не настолько, чтобы назвать это игровым преимуществом. В одной из контратак Олич опередил вратаря и был близок к голу, а в концовке тайма Рюшту Реджбер с трудом отбил опасный удар со штрафного в исполнении Дарио Срна. Во втором тайме игра стала еще более медленной и осторожной, и футболистам передних линий обеих команд это, разумеется, не помогало.
Хорватам, тем не менее, иногда удавалось создавать у ворот соперника что-то похожее на опасные моменты. Иван Ракитич бил из пределов штрафной (крепко выше), Срна выполнил еще один опасный стандарт (Рюшту Реджбер не подвел), а в концовке Олич выиграл силовую борьбу у защитника, сумел переправить мяч в створ ворот, на попал как раз туда, где стоял голкипер.
В дополнительное время у турок откуда-то появились возможности часто бить издали, эти возможности были использованы, но успеха не имели. Когда тренеры уже решили, кто будет выполнять послематчевые пенальти, забили хорваты. На 119-й минуте вратарь сборной Турции Рюшту Реджбер зачем-то побежал вдоль лицевой линии за Модричем, полузащитник сделал навес, а Иван Класнич точно пробил головой.
Главный тренер хорватов Билич, празднуя гол, "намотал" метров 200 по технической зоне и за ее пределами, а затем решил убить несколько секунд заменой, но не успел. Возможно, именно эти несколько секунд убили хорватов. Реджбер запустил мяч в штрафную соперника со своей половины поля, несколько игроков устроили небольшую мясорубку, и к выскочившему из этого месива мячу первым успел Семих Сентюрк. Его удару в девятку, кажется, помог рикошет. Шла вторая добавленная минута второго овертайма, и итальянский рефери Роберто Розетти почти тут же дал свисток.
Тренерам команд пришлось вспомнить фамилии игроков, которые должны были бить пенальти (Билич их точно успел забыть), и после небольшой паузы серия началась. Внятного объяснения тому, как не забили три из четырех хорватов, найти невозможно. Слова о том, что у игроков "дрогнули нервы" или что им "не повезло в футбольной лотерее" вашим автором приравниваются к жалобам на судейство.
Лука Модрич и Иван Ракитич не попали в створ ворот, а Младен Петрич не смог переиграть Реджбера. Единственным хорватом, реализовавшим свой пенальти, стал Дарио Срна, а у турок без промаха били Арда Туран, Семих Сентюрк и Хамит Алтынтоп. После матча Фатих Терим причислил свою команду к "великим европейским футбольным державам". Это утверждение будет проверено 25 июня в полуфинале с Германией.
Сборную Турции англоязычная пресса уже давно называет "королевой камбэков". Эта команда вырвала победы в концовках матчей со Швейцарией (2:1) и с Чехией (3:2), а в игре с хорватами показала, что даже если ты пропускаешь в самом конце овертайма, то потеряно еще далеко не все. Турок давно зауважали даже те, кто за них не болеет, а те, кто болеет, будут болеть до последнего камбека.
На этом рассказ об очередном дне Евро-2008 можно было бы закончить, но 21 июня нас ждет очередной главный матч турнира с участием сборной России. Европейская пресса преподносит эту игру как противостояние голландского тренера Гууса Хидинка и его соотечественников. Получается это, надо сказать, очень неплохо и иногда даже смешно.
На последней пресс-конференции нашего наставника в шутку спросили, не чувствует ли он себя предателем. Хиддинк шутку оценил и подчеркнул, что он хочет быть "хорошим предателем", то есть собирается победить сборную Нидерландов. Еще тренер сборной России попросил не вспоминать о поражении от голландцев (1:4) в товарищеском матче, который состоялся в феврале 2007 года. По словам Хиддинка, с тех пор обе команды (особенно его) сильно изменились. Теперь надо дать убедиться в этом голландцам.
Что касается российских СМИ, то после победы над Швецией они впали в такую "победную эпилепсию", что не рассказать о ее самых ярких проявлениях я, простите, не могу. 19 июня в передовице ведущей российской спортивной газеты "Спорт-Экспресс" было написано: "Каждый игрок был готов вырвать из груди сердце и положить его на алтарь победы". Это "полный Пэ". В сюжетах выпусков новостей я слышал фразы "Россия встала с колен!" и "18 июня - день рождения новой сборной России". Это крах.
Про Полтаву и "мы ломим, гнутся шведы!" говорили столько, что у одного из моих знакомых, не очень интересующегося футболом, возникло подозрение, что по итогам футбольной победы в состав России должны войти если не Стокгольм с Гетеборгом, то хотя бы Мальме с Хельсинборгом. Я его разубедил.
Давайте 21 июня не будем говорить таких вещей. В истории чемпионатов Европы уже появился футболист с пересаженной почкой, который забил гол (хорват Иван Класнич), а после пересадки сердца еще никто не забивал. Что касается вставания с колен, то после матча с Голландией это движение, может быть, придется проделать в обратном направлении, а "новорожденная сборная России" при таких раскладах проживет всего три дня.
В крайнем случае, можно вспомнить, что в Голландии легализована марихуана и представить наших футболистов сотрудниками службы Госнаркоконтроля. А лучше давайте просто болеть. Шансы есть: даже один из лучших голландских футболистов всех времен Руд Гуллит сказал, что, по его мнению, Нидерланды выиграют со счетом всего 1:0. А вдруг не выиграют? Тогда выиграем мы.
Андрей Мельников |