...22 июня 1633 года, 375 лет назад, Галилео Галилей встал на колени в доминиканском монастыре святой Минервы для того, чтобы публично отречься от своих научных изысканий. Место было выбрано далеко не случайно: именно здесь в 1600 году, после своего семилетнего пребывания в тюрьме, выслушал свой смертный приговор непокоренный Джордано Бруно.
Денек не задался...
Галилей произнес предложенный ему текст отречения. Затем объявили приговор: Галилей виновен в распространении «ложного, еретического, противного Св. Писанию учения» о движении Земли. Он приговорен к тюремному заключению на срок, который установит римский папа. Галилея объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси». Подобная формулировка также была тяжким обвинением, однако спасала от костра.
На следующий день папа помиловал «заблудшую овцу» и заменил 69-летнему Галилею тюремный срок изгнанием. Знаменитых слов «И все-таки она вертится» ученый не произносил, эта легенда была создана почти четверть века спустя для того, чтобы показать свободолюбивый дух итальянцев. Даже перед лицом смертельной опасности они, мол, не отрекаются от своих взглядов.
Не подписывайте 22 июня важных документов
…Вряд ли особо заглядывал в календарь Наполеон Бонапарт в июне 1812 года. Но именно 22-го числа он подписал воззвание к своей великой армии: «Солдаты, вторая польская война начата. Первая кончилась во Фридланде и Тильзите. В Тильзите Россия поклялась в вечном союзе с Францией и клялась вести войну с Англией. Она теперь нарушает свою клятву… Рок влечет за собой Россию, ее судьбы должны совершиться… Она нас ставит перед выбором: бесчестье или война. Выбор не может вызвать сомнений. Итак, пойдем вперед, перейдем через Неман, внесем войну на ее территорию. Вторая польская война будет славной для французского оружия, как и первая. Но мир, который мы заключим, будет обеспечен и положит конец гибельному влиянию, которое Россия уже 50 лет оказывает на дела Европы».
Спустя менее двух суток в 2 часа утра 24 июня 1812 года Наполеон приказал начать переправу на русский берег Немана через 4 наведенных моста выше Ковно…
Наверняка не заглядывал в календарь Наполеон и три года спустя, но именно 22 июня 1815 года он был вынужден вторично отречься от престола после 100 дней правления. Еще свежи были раны после разгрома под Ватерлоо. Но все получилось, как получилось: 22 июня дважды сыграло свою роковую роль…
Салон-вагон в лесу, как символ поражения
Впрочем, это было не последнее историческое совпадение. Спустя ровно 125 лет, 22 июня 1940 года, в Компьенском лесу в салон-вагоне французское капитулянтское правительство во главе с А. Ф. Петеном подписало соглашение с представителями фашистской Германии, ничего не имея против раздела страны на две зоны. Оккупированную немцами территорию, включающую в себя Северную и Юго-Западную Францию, и так называемое автономное Французское государство со столицей в Виши. Говорят, немецкие интенданты разыскали тот самый салон-вагон, в котором в ноябре 1918 года Германия в этом же самом месте подписала капитуляцию в Первой мировой войне.
Возможно, руководители рейха во главе с Гитлером видели в этом особый сакральный смысл. Как раньше инквизиторы заставили Галилео отрекаться от своих идей в том самом месте, где вынесли смертный приговор Бруно…
Война должна была начаться на месяц с небольшим раньше
Некоторые историки полагают, что Гитлер не случайно выбрал эту дату – 22 июня. Мол, 22 июня капитулировала Франция, то же самое ожидает и Россию. На самом деле все не так однозначно. 18 декабря 1940 года в Берлине фюрер подписал «План Барбаросса», в котором детально были расписаны приготовления по нападению на Советский Союз в мае 1941 года. Готовность армии к вторжению была определена 15 мая 1941 года.
Почему же война с СССР была отложена более чем на месяц? Этому есть сразу несколько объяснений. Во-первых, фюрер надеялся, что «с минуты на минуту» под авиационными ударами люфтваффе запросят пощады англичане. Но этого не произошло. Более того, 10 мая 1941 года Рудольф Гесс, облачившись в форму лейтенанта люфтваффе, на новеньком самолете «Мессершмитт» перелетел в Англию, чтобы сдаться британским властям. Опасаясь быть сбитым, он выбросился с парашютом над территорией Шотландии, над имением, которое по его сведениям должна была принадлежать герцогу Гамильтону, который жил у Гесса в Берлине во время Олимпиады 1936 года.
Высокопоставленный чиновник третьего рейха (в списке наци Гесс шел вторым после фюрера) хотел предложить британцам мир. Но вместо этого попал в тюрьму Тауэр (англичане расценили этот перелет как чудовищную инсценировку).
А что если допустить, что Гесс перелетел в Англию не втайне от Гитлера, а выполняя его чудовищный план по дезориентации Сталина? Мол, принято ругать немцев, а мы не такие уж агрессивные, со всеми готовы жить в мире. И с заклятым врагом – Англией, и тем паче с заклятым другом – СССР. Ведь чернила на пакте Молотова-Риббентропа, еще не успели высохнуть. Таким образом, перелет Гесса был наживкой, а для того, чтобы Сталин поверил в возможность мирного сосуществования с Германией, должно было пройти определенное время...
Ахтунг, ахтунг! Русские готовятся...
Во-вторых, для вторжения в СССР нужно было создать как минимум троекратное превосходство в живой силе технике хотя бы на участках предполагаемого наступления. Меньшее соотношение не гарантирует победы. Если бы Сталин безучастно наблюдал за военными приготовлениями немцев, не подтягивая к западным границам советские дивизии, война могла бы начаться еще в мае. Но части советских войск на западные границы все прибывали и прибывали. Создать необходимый баланс так и не удавалось. И тогда было решено перенести сроки начала вторжения на пять-шесть недель.
Но откладывать нападение в долгий ящик Гитлеру тоже было очень невыгодно. Все слышали о ноте немецкого правительства, переданной в Берлине советскому послу в Германии Деканозову 22 июня 1941 года, но мало кто этот документ видел. Между тем, сегодня ее можно спокойно прочитать по адресу: http://www.pobediteli.ru/documents/nota.html. Там, между прочим, есть и такие сроки:
«...правительство рейха овладело документами, свидетельствующими об интенсивных военных приготовлениях Советского Союза во всех областях. Эти документы подтверждаются и найденным недавно в Белграде отчетом югославского военного атташе в Москве от 17 декабря 1940 года, в котором, между прочим, дословно говорится: «По данным, полученным из советских кругов, полным ходом идет перевооружение ВВС, танковых войск и артиллерии с учетом опыта современной войны, которое в основном будет закончено к августу 1941 года. Этот срок, очевидно, является и крайним (временным) пунктом, до которого не следует ожидать ощутимых изменений в советской внешней политике».
То есть на СССР необходимо было напасть до августа 1941 года, иначе блиц-криг ставился под угрозу невыполнения...
Конечно, можно вполне допустить, что отчет оказался «фальшивкой», но фюреру нужен был повод, хотя бы формальный. Чтобы пояснить своему народу, ради чего развязывается война…
Cherchez le Soleil?*
Почему же именно 22 июня? Из истории известно, что фюрер был увлечен различными оккультными науками. Свастика с древних времен считалась символом, обозначающим движение Солнца по небосклону. 22 июня – день летнего солнцестояния с самой короткой ночью в году. Момент нападения, 3 часа 30 минут, был выбран не случайно, именно в это время солнечный шар появляется над горизонтом.
Кстати, и французскую капитуляцию принимали 22 июня, символизируя, что солнце третьего рейха будет светить самое долгое время в истории. Но если с французами этот номер прокатил, то с Советским Союзом ничего не вышло. Как-то не верилось фюреру, что «кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет». История не любит, когда ее уроки прогуливают…
*Cherchez le Soleil (фр.) – Ищите Солнце