Репатриантам из стран Востока хорошо знакомо это явление: родители, растерявшись и потерявшись в новой действительности, лишались уважения детей, и в результате вырастало поколение, лишенное идеалов и нравственных ценностей.
Нечто подобное происходит сейчас в Израиле. Идеологический кризис вышел за рамки недоверия к правительству – израильтяне теряют уважение к самому государству со всеми его институтами. И дело тут не в грустных итогах Второй Ливанской войны, не в территориальных уступках , даже не в обстрелах южных районов. И коррумпированность правительства, и бесконечные скандалы в высших эшелонах власти – все это не самое страшное.
Страшно вот что: народ не видит альтернативы такому положению вещей и принимает его как данность. Согласно опросам, более половины жителей страны (57%) уверены, что коррумпированность необходима для успешной политической карьеры. И это гораздо печальнее, чем почти поголовная (90%) убежденность граждан в том, что вся страна заражена коррупцией.
Коротко говоря, израильтяне считают, что государство коррумпировано и иначе быть не может. Ощущения своего бессилия, невозможности что-то изменить – главная примета национального самосознания в последние годы. Оно распространяется с политики на сферу безопасности, экономику и все остальные стороны нашей жизни. Именно отсюда проистекает разочарование старшего поколения, цинизм и апатия молодежи.
Другая знаменательная черта – повсеместная потеря стыда, от которой рукой подать до утраты совести. Политические лидеры меряются своим рейтингом, хотя ни один из них не пользуется поддержкой даже трети населения страны. Высокопоставленные функционеры без устали врут народу, заверяя, что у них все под контролем и они представляют себе последствия тех или иных шагов. При этом народ знает, что ему врут, а функционеры знают, что народ знает, но их это не останавливает.
Даже служба в армии, последняя "священная корова" еврейского государства, не вызывает былого почтения и превращается в опасную, но бессмысленную игру для взрослых.
Все больше людей, преимущественно молодых, ищут себе применения за границей. Не стоит оправдывать это явление естественными экономическими причинами и равняться на миграционные процессы в Европе. Те, кто уезжает из Израиля, действительно считают себя обиженными. Нет, не тем, что государство не предоставило им "шоколадных" условий и не расстелило красную ковровую дорожку. Эти люди обижены на то, что родина не заинтересована в их мозгах и знаниях, ей не нужны их верность и патриотизм.
Жить в Израиле всегда было непросто. Для этого надо иметь очень веские причины. И долгие годы такой причиной для сотен тысяч израильтян было чувство причастности к судьбе своей страны. Кто-то из социологов даже отмечал, что высокая продолжительность жизни наших сограждан объясняется тем, что для них чрезвычайно важно все, что происходит вокруг. Важна политика, важны экономика, образование, строительство дорог, открытие новых промышленных зон и т.п.
Спросите израильтянина сегодня, что для него важно. И он начнет перечислять: цены на бензин и продукты, инфляция, забастовка авиакомпаний в период отпусков… Почти все явления, заметим, негативные. И среди них уже почти нет глобальных общенациональных вопросов, которые решаются где-то в стороне, группой политиков, не вызывающих у народа уже не только уважения, но и интереса, или монополистов, поделивших между собой национальную экономику. Слабому, неуверенному в себе, разочарованному народу только и остается, что отступать перед сильными.
А может быть, это разочарование спасительно. Оно избавит израильтян от шока, когда они узнают более страшные вещи. Например, что проект "государство Израиль" давно уже стал сугубо коммерческим предприятием, и все жертвы, события, политические ходы нацелены на принесение прибыли некоей ограниченной группе лиц. И что в данный момент для этой группы выгодно объявить предприятие банкротом…
Похоже на то, что проект "государство Израиль" действительно обречен.