Газета «Наш Мир»
После того как Ирландия отвергла на референдуме Лиссабонский договор (ЛД), разброд и шатания в ЕС усилились. ФРГ и Франция добиваются от Дублина согласия на проведение повторного референдума. Но против одобрения договора может выступить Чехия. Тем временем ирландская организация, объединившая противников ЛД, переносит свою кампанию на континент.
Как уже писала «НГ», Лиссабонский договор представляет собой несколько видоизмененный вариант «европейской Конституции», которую забаллотировали на плебисцитах избиратели Франции и Голландии. Все члены ЕС, кроме Ирландии, решили, что ратифицировать ЛД, который должен расширить полномочия наднациональных органов Евросоюза, могут парламенты. Однако ирландское правительство вынесло этот вопрос на рассмотрение своих граждан. И они большинством в 54% голосов отклонили договор.
В конце минувшей недели лидеры 27 стран ЕС, заседавшие в Брюсселе, обсуждали, что делать дальше. Вывод, к которому склонились большинство членов ЕС, состоит в том, что процесс ратификации нужно продолжать. А это подразумевает, что ирландцам предлагается голосовать на референдуме второй раз.
Это пожелание открыто не было высказано, но, как говорит Саймон О’Коннор, редактор издающегося в Брюсселе журнала, посвященного проблемам ЕС, страны Евросоюза, в первую очередь Франция и Германия, хотят, чтобы Ирландия провела повторный референдум. При этом тяжеловесы Евросоюза не хотят создавать впечатления, что они не желают считаться с волеизъявлением населения одного из малых европейских государств. Но, как утверждает лондонская Sunday Times, из-за кулис президент Франции Николя Саркози и канцлер ФРГ Ангела Меркель оказывают нажим на Дублин.
В принципе ирландцам не привыкать приходить на референдум по одному и тому же вопросу дважды. В 2001 году они отвергли так называемый договор Ниццы, также касавшийся отношений с ЕС. А в следующем году, после того как получили заверение Брюсселя, что Ирландия сохранит свой нейтральный статус, проголосовали за него. В нынешнем году опасения лишиться нейтралитета также сыграли немалую роль в том, что большинство ирландцев высказались против ЛД.
Сейчас в Брюсселе идут дискуссии на тему о том, какие изменения можно внести в договор, чтобы ублажить ирландцев. Одна из уступок как раз и будет состоять в обещании гарантировать Ирландии нейтралитет, если дело дойдет до формирования вооруженных сил ЕС. Наиболее вероятным временем для следующего референдума называется весна 2009 года. То есть лидеры крупных стран рассчитывают все же продавить процесс ратификации до выборов в европейский парламент, которые должны состояться осенью того же года.
Однако палки в колеса этому плану ставит организация «Либертас», которая сильнее всех подвигла ирландцев высказаться против ЛД. Деклан Гэнли, руководитель «Либертас», перенес кампанию против договора в континентальные страны Европы. Он заручился поддержкой ряда нынешних и бывших членов Европарламента и грозит превратить выборы 2009 года в своего рода общеевропейский референдум, где главной темой будет судьба ЕС. Гэнли – мультимиллионер, так что средства на кампанию у него есть. По его расчетам, платформу противостояния «брюссельским бюрократам» и диктату больших государств поддержат по меньшей мере 100 кандидатов. И 70 из них пройдут в европейский законодательный орган.
Репутация у Гэнли, мягко выражаясь, неоднозначная. Он родился в бедной семье, и первой ступенью его карьеры стала должность курьера в страховой компании в Лондоне. Начав столь скромно, Гэнли занялся бизнесом в 90-х годах в странах бывшего СССР. Он наладил транспортировку алюминия через Латвию в порт Роттердам. По его собственному признанию, закупался алюминий по цене 30 долл. за тонну, а продавался по 300 долл.
Сколотив таким образом первоначальный капитал, Гэнли основал ряд компаний, в настоящее время его фирмы, по сведениям Sunday Times, выполняют заказы Северного командования США. Это дало повод оппонентам выдвинуть предположение, что Гэнли якобы связан с некими американскими генералами, которые не желают допустить создания европейских вооруженных сил.
Впрочем, помимо энергичного оппонента в лице Гэнли Лиссабонский договор вызывает недовольство и у других политиков в объединенной Европе. Так, в Чехии Сенат потребовал вердикта суда по вопросу о том, соответствует ли этот документ Конституции республики. Но главная загвоздка состоит в том, на какие уступки готов пойти ЕС, чтобы добиться одобрения ирландцев. Ведь если изменения в тексте договора будут существенными, то процесс ратификации в 19 странах, которые уже утвердили его, придется начать заново.
|