Газета «Наш Мир» Весной прошлого года перед началом курортного сезона многие российские авиакомпании перестали предлагать пассажирам вино и вообще запретили употреблять спиртные напитки на борту. Однако нетрезвые граждане продолжают пытаться выпрыгнуть из самолета, устраивать драки на борту и даже грозят захватом судна. Они успевают «дойти до кондиции» заранее: отмечая отъезд дома, допивая последние капли из бутылок перед таможенным контролем и покупая алкоголь в стерильной зоне. Что же могут противопоставить разгоряченному спиртным сильному организму хрупкие стюардессы? Мы решили опросить западные и российские авиакомпании, как они справляются с неадекватными пассажирами на борту.
Практически все авиакомпании отметили, что не пустят на борт пьяного пассажира. При этом деньги за билет нетрезвому туристу не вернут. «Это фактор угрожающий безопасности полета. Действие алкоголя на высоте 10 тысяч метров усиливается, и не известно, как человеческий организм отреагирует», - поясняет директор по сервису «Скай Экспресс» Елена Семенова.
Обращаться с нетрезвым человеком на борту будут примерно по одной схеме. Как рассказали в авиакомпании Singapore Airlines, вначале стюардессы перестанут подавать ему напитки, будут внимательно за ним наблюдать и известят об инциденте капитана. Если пьяный пассажир начнет доставлять неприятности остальным участникам полета, то ему будет сделано предупреждение. Если это не поможет, его передвижение ограничат: для этого имеются пластиковые наручники.
Очень сурово поступают с нетрезвыми гражданами на борту самолетов Lufthansa. По словам директора по корпоративным коммуникациям этой авиакомпании в Европе Ааге Дюнхаупта, капитан вправе принять решение о непредусмотренной посадке и снять пассажира с рейса. Стоимость дополнительной посадки будет возложена на пассажира.
В British Airways в 1998 году была введена система «желтых карточек» - «последнего предупреждения» разбуянившемуся пассажиру в письменном виде. Если «желтая карточка» не срабатывает и другие цивилизованные способы урегулирования конфликта исчерпаны, командир экипажа может дать разрешение на использование наручников. Причем сделают это очень аккуратно. Ведь, как рассказали корреспонденту Turist.ru представители этой авиакомпании, «члены экипажа проходят специальный тренинг по безопасному и корректному применению наручников». По каждому случаю (включая нецензурную брань) члены экипажа заполняют специальную форму, которая направляется в службу безопасности авиакомпании.
Подобной тактики письменных предупреждений придерживаются и в российской авиакомпании «Траснаэро». Директор по связям с общественностью Сергей Быхал рассказал, что агрессивно ведущему себя пассажиру делается замечание. Затем пассажиру вручается письменное предупреждение о том, что он не будет допущен на обратный рейс. В случае крайней необходимости может быть применена физическая сила - его свяжут имеющимися в самолете подручными средствами».
На борту российского дискаунтера «Скай Экспресс», как и в западных авиакомпаниях, используют наручники. Однако главным «оружием» в авиакомпании считают подготовленных бортпроводников, «вооруженных» знаниями человеческой психологии. По прибытии в аэропорт нарушитель обычно передается правоохранительным органам для привлечения к ответственности. Затем будет составлен протокол и выписан штраф. Однако сумма его намного меньше, чем пришлось бы заплатить при нарушении порядка на иностранных лайнерах. «Какие бы инструкции не вводили авиакомпании, - сетует представитель «Скай Экспресс» Елена Семенова, - наказание за нарушение правил на борту, несоразмерно мягкое по отношению к возможным последствиям. Оно должно быть ужесточено на федеральном уровне, например, в Кодексе об административных правонарушениях, и не ограничиваться несколькими МРОТ». С этим согласен и Сергей Быхал: «Недавно американский суд приговорил российскую пассажирку, которая в полете мешала работе экипажа и толкнула стюардессу, к 98 дням тюрьмы и штрафу в 17 тысяч долларов. В России она отделалась бы штрафом в 500 рублей».
Между тем вооружаться авиакомпании не спешат. Например, к инициативе раздать стюардессам электрошокеры большинство относятся скептически. Представители авиаперевозчиков говорили, что членов экипажа специально обучают вербальному разрешению конфликтов. В авиакомпании «Скай Экспресс» и вовсе заявили, что «наличие какого-либо оружия, в том числе шокового, газового, негативно может сказаться на безопасности полетов и повлечет дополнительный риск для пассажиров. Вполне возможны сценарии когда такого рода оружие может оказаться и в руках злоумышленника или нетрезвого человека». В «Трансаэро» отметили, что в России не существует документа, официально сертифицирующего средства, которые авиакомпании могут использовать для противодействия насилию. За рубежом на законном основании могут применять пластмассовые наручники, специальные клейкие ленты, приборы светового воздействия и т.д.
Российские же авиакомпании могут использовать лишь имеющиеся на борту подручные средства. И даже если эти средства будут сертифицированы, вооружать ими нужно не бортпроводников (у них много другой важной работы во время рейса), а профессионалов. С мая 2007 года авиакомпания «Трансаэро» за свой счет создала собственную службу сопровождения рейсов, подобную так называемым службам маршалов за границей. Только в иностранных государствах их услуги финансируются государством, а в России авиакомпании вынуждены оплачивать их самостоятельно. По мнению Сергея Быхала, кардинально изменить ситуацию в борьбе с противоправными действиями на воздушном транспорте должно сочетание трех направлений: ужесточение мер ответственности, создание государственной структуры сопровождения рейсов и сертификация необходимых средств противодействия хулиганам.
|