Газета «Наш Мир»
В последнее время главной целью Москвы стала Монголия, одна из самых жизнеспособных демократий Азии
В то время как Вашингтон не сводит глаз с Ирака, поднимающаяся Россия планомерно наращивает свое влияние в Евразии. Если следующий американский президент проигнорирует посягательства Москвы, то демократическое развитие в Азии окажется под угрозой, а Соединенные Штаты вскоре, возможно, столкнутся со стратегическим вызовом в одном из самых богатых ресурсами регионе.
В последнее время главной целью Москвы стала Монголия, одна из самых жизнеспособных демократий Азии. Проведя первые выборы в 1990 г., Монголия создала стабильную избирательную систему с более чем 15 партиями; дважды там проходила передача власти мирным путем. 29 июня монголы будут избирать новый парламент. По данным опросов, правящая бывшая коммунистическая Монгольская народно- революционная партия, вернувшаяся к власти в 2000 г. к власти, может проиграть оппозиционной Демократической партии.
Независимо от исхода выборов, первостепенную роль будут играть отношения Монголии с Москвой. Российская национализированная нефтяная компания 'Роснефть' поставляет Монголии более 90 процентов потребляемой нефти. За последние три месяца она повышала цены дважды - каждый раз в среднем на 20 процентов. Это происходит в условиях резкого повышения цен на нефть, которые, начиная с 2006 г., ведут к росту инфляции в Монголии более, чем на 15 процентов в год. Недавно 'Роснефть' сообщила официальным лицам Монголии, что цены на нефть будут 'снижены', если ей будет дано право 'заниматься добычей нефти в стране'. Кроме того, Москва хочет построить в Монголии 100 автозаправочных станций, что укрепит ее и без того подавляющее присутствие в стране и еще больше сузит выбор для потребителей.
Подобная тактика применяется и в других секторах монгольской экономики. Российским предприятиям уже принадлежит 49 процентов акций монгольской железной дороги, а также ее крупнейшие медно- и золотодобывающая компании. Промышленная группа, основанная премьер-министром России Владимиром Путиным, хочет консолидировать акции всех трех компаний, контролируемые россиянами, что, по сути, даст ставленникам Путина возможность держать ключевых игроков монгольской экономики практически мертвой хваткой. Официально монгольские чиновники выражают уверенность в выгодах углубления экономических отношений с Россией. В частном порядке они признают, что на них оказывается давление с целью открытия рынка для Москвы, и им бы хотелось, чтобы западные компании инвестировали более активно.
Несмотря на эти опасения, президент Монголии Намбарын Энхбаяр посетил в мае Москву и согласился обсуждать продолжение совместного производства урана и сотрудничество в ядерной сфере. Новый президент России Дмитрий Медведев заявил, что объем товарооборота вскоре превысит миллиард долларов, что укрепит позицию России как второго по значимости торгового партнера Монголии после Китая. Если эти тенденции сохранятся, то Монголия может стать экономическим сателлитом возрождающейся путинской России.
Ставки в этой игре высоки для молодых азиатских государств, особенно, демократий, которым приходится балансировать между удовлетворением российских требований и доказыванием собственному народу, что они могут защитить свою независимость. Если России удастся шантажом принудить Монголию к экономическому подчинению, то она может попытаться распространить эту тактику на другие государства Центральной Азии.
Представьте себе, какой это создаст прецедент. Китай может тоже решить, что мучительные переговоры и дипломатия - это трата времени, ведь можно пусть в ход свое экспортно-импортное могущество. Демократические Япония и Южная Корея могли бы ощутить на себе большее давление с целью вступления в эксклюзивные торговые блоки, возглавляемые авторитарными режимами. Наконец, Монголию и другие государства, возможно, попросят сделать стратегические уступки российским вооруженным силам для 'защиты' инвестиций Москвы. Таким образом, Россия могла бы получить новые возможности для распространения своего военного влияния на сопредельные страны.
Что может сделать Вашингтон? Во-первых, мы должны стимулировать рост американо-монгольской торговли. В 2007 г. общий товарооборот составлял около 120 миллионов долларов. Мы должны идти дальше Рамочного соглашения о торговле и инвестициях и начать переговоры о полном соглашении о свободной торговле. Кроме того, американская корпорация 'Вызов тысячелетия' (Millennium Challenge Corporation), финансируемая государством, должна повысить свои расходы на инфраструктурные проекты в Монголии, поскольку нынешний уровень в 285 миллионов долларов явно недостаточен. Монголы могут помочь себе и вот в каком отношении: вялость западных инвесторов связана с хроническими административными проблемами.
Во-вторых, мы должны мобилизовать глобальное общественное мнение против силовой тактики Москвы и осудить эксклюзивные экономические договоренности. Нужно убедить развивающиеся страны в том, что рычаги экономического влияния не будут использованы против них для получения несправедливых преимуществ. До сих пор США и другие демократические страны Азии не реагировали на все новые угрозы России в адрес Монголии.
В-третьих, Америка может активнее продвигать проект Азиатско-тихоокеанского демократического сотрудничества, предложенный президентом Бушем на форуме Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества в 2007 г., объединять свободные страны Азии в поддержке демократических ценностей и помогать государствам строить либеральные системы. Монголия должна ощущать, что США твердо намерены объединить усилия демократических стран региона и реагировать на общие озабоченности, будь они по своему характеру экономическими или стратегическими.
Наконец, США и Монголия могут углубить свое внушительное сотрудничество в области безопасности, включающее в себя совместную боевую подготовку и миротворческие учения. Даже в отсутствие официальных отношений с США в сфере безопасности Монголия построила центр обучения для миротворческих операций и направила в Ирак почти 200 военнослужащих. Как молодая демократия, Монголия демонстрирует завидную готовность не зацикливаться на себе и играть конструктивную роль в мире. Посетив Монголию в ноябре 2005 г., президент Буш назвал ее 'братом в деле свободы'. Теперь Соединенным Штатам пора защитить эту свободу как от экономических, так и от политических угроз.
Майкл Ослин - штатный сотрудник отдела азиатских исследований Американского института предпринимательства. |