Газета «Наш Мир»
Архиерейский собор РПЦ принял "Основы учения Русской церкви о достоинстве, свободе и правах человека". В документе сказано, что "права человека не могут быть основанием для принуждения христиан к нарушению заповедей Божиих", а православная церковь "усматривает огромную опасность в законодательной и общественной поддержке различных пороков - половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия". Согласно церковной концепции, основополагающее право человека - право на жизнь в соответствии с нормами христианской морали. Все остальные права и свободы должны подчиняться этому постулату. Церковь вводит в систему прав человека понятие "зло"и признает, что свобода человека принадлежит Богу. Возможно, понятие добра и зла будет основываться на словах: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки."
РПЦ признает право на жизнь, но намерена мириться со смертной казнью. РПЦ признает свободу совести, но предостерегает от участия людей в деструктивных сектах. Церковь допускает свободы слова лишь для добра, а свободу творчества - без глумления над религиозными святынями. Однако осталось непонятным, как "не бросать вашего жемчуга перед свиньями".
Церковь выступает против тотального контроля над личностью, но утверждает, что "в истории народов, окормляемых Русской Православной Церковью, сложилось плодотворное представление о необходимости соработничества власти и общества."Слов "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть", в концепции прав человека не обнаружено.
Большая часть постулатов РПЦ довольно размыта. Вполне четкая и осмысленная позиция содержится лишь в части о недопустимости "возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного."Система взаимоотношений православных христиан с представителями других конфессий и атеистами, имеющими собственные представления о добре и зле, грехе и добродетели, довольно расплывчаты. Однако провозглашается готовность к сотрудничеству и диалогу с другими конфессиями.
Кроме того, напомним, Архиерейский собор заявил о создании Церковного суда трех инстанций. Судебная система Русской Православной Церкви будет включать епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей. Положение о церковном суде предусматривает несколько видов наказания для лиц, совершивших "церковные правонарушения". В отличие от шариатских судов, которые то и дело возникают в некоторых регионах России, Церковный суд будет рассматривать дела в отношении как священнослужителей, так и паствы. Перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами, включает пять категорий дел: по церковным правонарушениям против веры, против ближнего и христианской нравственности, против правил о монашестве, против иерархического порядка и против пастырской службы. Напомним, одной из составных частей Нагорной проповеди Ииисуса были слова: "не судите и да не судимы будете".
Сейчас у Русской церкви 156 епархий, 196 архиереев, 29 141 приход с 30 544 священнослужителями, 769 монастырей. В работе Собора, по данным мандатной комиссии, по болезни не принимают участие митрополиты Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль) и Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко), архиепископы Чикагский и Средне-Американский РПЦЗ МП Алипий (Гаманович), Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий), Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин), Раменский Николай (Саяма), Клинский Лонгин (Талыпин), епископы Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) и Ирийский Даниил (Александров), викарий председателя Архиерейского Синода РПЦЗ МП по окормлению единоверцев. По иным причинам на Собор не прибыли митрополиты Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), Аргентинский и Южноамериканский Платон (Удовенко), епископы Кировоградский и Новомиргородский Пантелеимон (Романовский), Сендайский Серафим (Цудзиэ) и рукоположенный 21 июня в РПЦЗ МП епископ Каракасский Иоанн (Берзиньш).
Как попытались выяснить корреспонденты ИА REGNUM , многие епископы, действительно, болеют. Скандально известный Диомид при этом молится в келье и ждет решения РПЦ по его воззваниям. Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай находится в Москве, однако о его участии в Архиерейском Соборе не известно, сообщили ИА REGNUM в епархии, воздержавшись от дальнейших комментариев. В епархии отметили также, что секретарь Ижевский и Удмуртский епархии в настоящее время находится в отпуске.
Стоит отметить, что болезни оказались более подвержены иерархи, имеющие украинское происхождение. К ним относятся митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль) и Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко), архиепископы Чикагский и Средне-Американский РПЦЗ МП Алипий (Гаманович), епископы Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан). Кроме того, на Собор не прибыли митрополиты Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), Аргентинский и Южноамериканский Платон (Удовенко), епископы Кировоградский и Новомиргородский Пантелеимон (Романовский).
Общественность ожидает решения Собора по судьбе епископа Диомида, однако предпосылки того, что наказ Иисуса "мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним", по всей видимости уже не будет актуальным. несколько источников в рабочей группе Собора передали журналистам сведения о том, что скорее всего епископ будет лишен сана.
Епископ Диомид в течение последних полутора лет неоднократно призывал к самоизоляции Русской православной церкви, к отказу от диалога с властями, представителями других религий и конфессий |