Газета «Наш Мир» Американцы приступили к подготовке своего стратегического плацдарма в Средней Азии. С этой целью они осуществляют программу, направленную на переформатирование в нужном для них прозападном ключе местной политической, военной и бизнес-элиты. Но добиться этого это непросто – в регионе сильно влияние России и Китая. Достичь своих целей США могут только путем организации новых «оранжевых революций», наиболее уязвимы для которых Киргизия и Таджикистан.
К настоящему моменту американцы уже фактически закрепились на Кавказе. В Грузии и Азербайджане постоянно присутствуют их военные и политические структуры, активно прорабатывается вопрос о вступлении этих республик в НАТО. Теперь США готовят следующий этап военно-политической экспансии на Восток – на сей раз в Среднюю Азию. Им нужны новые военные базы. Дела в Афганистане идут в последнее время из рук вон плохо – все больше районов переходит под контроль талибов. Пентагон хотел бы получить более твердый плацдарм для продолжения своей «войны против террора». Кроме того, военные базы в Средней Азии позволяют американцам развернуть полномасштабное геополитическое противостояние с Китаем и вытеснить из региона российское военное присутствие. К тому же в Средней Азии можно найти объекты военной инфраструктуры (аэродромы, дороги, радарные установки, пути снабжения), необходимые и для возможного нападения на Иран.
Наиболее легкими и перспективными целями для американской экспансии являются Киргизия и Таджикистан. Они располагаются относительно близко к Афганистану и одновременно граничат с территорией главного геополитического соперника США в Азии – Китая. Вдобавок, эти республики примыкают к Синцзян-Уйгурскому краю – одной из главных болевых точек КНР, где действуют исламские сепаратисты.
Киргизский и таджикский режимы являются наиболее уязвимыми для «оранжевого сценария». Это – бедные республики, лишенные собственных запасов углеводородов. Центральная власть в них ослаблена затяжной межклановой борьбой. Следовательно, они наиболее восприимчивы к тем методам воздействия извне, которые уже были опробованы американцами в ходе революций в Грузии и на Украине. Напомним, что в Кыргызстане в 2005 году тоже произошла так называемая «тюльпановая революция». Но похоже, что ее итоги не вполне устроили Белый дом.
Нынешнее руководство Кыргызстана далеко не всегда идет навстречу требованиям Вашингтона, добиваясь повышения платы за аренду американской базы «Манас». Таджикистан же и вовсе пока не дал согласия на размещение на своей территории натовских вооруженных сил. При этом и Киргизия, и Таджикистан продолжают активное сотрудничество с Россией и Китаем в рамках региональных организаций по безопасности – ШОС и ОДКБ. В настоящее время здесь присутствуют и российские военные. Они располагают авиабазой в киргизском городе Кант, радарным комплексом в таджикском городе Нуреке, а также базой 201-й дивизии в том же Таджикистане. Пока их присутствие является ключевым фактором поддержания стабильности в регионе. Однако Соединенные Штаты стремятся к радикальным переменам в существующем положении.
Важным симптомом готовящегося американцами «оранжевого сценария» стало внезапное обострение ситуации в Горно-Бадахшанской области Таджикистана (ГБАО). Бадахшан – давняя больная мозоль таджикского руководства. Бадахшанцы, сражаясь против центральной власти в кровавой гражданской войне 1992–1997 годов, и новые их выступления грозят серьезной дестабилизацией внутриполитического положения для всей республики. Тем не менее 18–20 июня в административном центре ГБАО прошел трехдневный несанкционированный митинг против политики Душанбе, в частности ввода войск на территорию ГБАО. Вскоре после этого (24 июня) митинг бадахшанских мигрантов прошел уже в Москве, возле здания посольства Таджикистана. Оппозиционеры утверждают, что в республике готовятся массовые акции протеста. Все эти события активно освещаются со стороны радио «Свобода» (как известно, финансируемого на деньги американского Конгресса), а также других либеральных СМИ.
Как известно, бадахшанцы являются исмаилитами – для них непререкаем авторитет их религиозного лидера Ага-хана. А он в свою очередь тесно связан с западными олигархическими группировками и центрами политического влияния. До сих пор политика Ага-хана состояла в том, чтобы удерживать своих единоверцев от антиправительственных выступлений. Теперь же, похоже, условия изменились: Запад вновь взял курс на управляемую дестабилизацию в республике.
«Американцы постоянно стремятся работать с разными сегментами таджикской элиты, прощупать отношение той или иной группы элиты к центральной власти, возможность использовать имеющиеся разногласия. Идут попытки работать с влиятельными представителями силовых структур», – рассказал РБК daily представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Таджикистане Андроник Дереникьян.
Параллельно с этим американцы активизировали свои усилия по проникновению в Киргизию. Ведутся закулисные переговоры о расширении американской военной базы «Манас». По мнению руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина, это расширение преследует цель подготовить плацдарм США для размещения тяжелой военной авиации. Осуществляется это в рамках подготовки к проведению операций на Среднеазиатском театре военных действий, направленных против Ирана и Китая.
«Политика США после обретения Средней Азией независимости была направлена на то, чтобы не допустить реинтеграции этого региона с Россией. Вторая цель заключалась в том, чтобы не допустить приход в регион Китая. И третья цель – «оранжевая революция» – распространение демократии американского образца. По сути дела ни одна из них в полной мере не была реализована», – отметил в беседе с РБК daily эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. По его мнению, теперь США хотели бы взять реванш и нанести ответный удар по России и Китаю. Правда, как полагает г-н Куртов, главными целями для усилий американской дипломатии в ближайшее время станет не «слабое звено» региона – Таджикистан и Киргизия, а богатые запасами энергоресурсов Туркмения и Узбекистан.
|