Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
В центре внимания автора монографии – тема огня в культуре таджиков –
автохтонного населения Центральной (Средней) Азии. Прослеживаются
проявления "мирного сосуществования" в культуре изучаемого народа
элементов заповедей пророков двух религий – Зороастра и сменившего его
Мухаммада – в аспекте специфики женской религиозности. Из
многочисленных проявлений почтительного отношения к огню, которое
демонстрируют женщины в системе традиционной ритуалистики, делается
вывод о том, что у современных таджиков религиозность женщин питается
из двух источников – ислама и ведущего свое происхождение из глубины
доисламских времен "не-ислама". На этой основе автор аргументирует
правомерность подхода к исследованию исламской обрядности в Центральной
Азии в аспекте: а) ислама единого (нормы и принципы которого, как и в
других странах традиционного распространения этой религии, определяют
стратегию религиозного поведения, преимущественно, мужчин) и б) ислама
регионального (принципы которого воплощены в специфике религиозного
поведения, преимущественно, женщин).
Книга рассчитана на
этнографов, историков, религиоведов, культурологов, а также на широкий
круг читателей, интересующихся историей и культурой таджикского народа.