Газета «Наш Мир»
Англиканская церковь вновь оказалась в центре скандала. На прошлой неделе в Иерусалиме состоялась Всемирная англиканская конференция будущего (GAFCON), по завершении которой в Англиканской церкви оформилось крыло консервативных иерархов, не согласных с «либеральной линией» церкви. По мнению экспертов, появление консервативно-охранительных движений внутри западно-христианских церквей – последняя отчаянная попытка противостоять процессу дехристианизации Запада. Однако она обречена на провал.
Более тысячи человек, в том числе около 300 епископов из стран Африки, Северной Америки, Австралии, США и Великобритании, провозгласили создание консервативного движения внутри Англиканской церкви – Содружества верующих англикан (Fellowship of Confessing Anglicans – FOCA). «Отколовшиеся» англикане протестуют против чрезмерно либерального взгляда церкви на людей с нетрадиционной ориентацией и роль женщин в церковной иерархии, и отвергают авторитет Архиепископа Кентерберийского.
По мнению «раскольников», в условиях неспособности «англиканских либералов» вести дискуссии по поводу назревших внутри церкви проблем, единственным выходом из сложившегося тупика стало решение об отделении и об отказе признавать авторитет Архиепископа Кентерберийского. «Мы были разочарованы – разговаривали, разговаривали, и до чего дошли? Либеральные церкви были готовы к дискуссиям, из которых ничего не выходило, потому что они и так делали, что хотели. Если бы только они захотели нас слушать, раскола удалось бы избежать», – с сожалением констатировал аргентинский епископ, примкнувший к консервативному крылу.
«Признавая фигуру Архиепископа Кентерберийского с точки зрения исторического видения, мы отвергаем ту идею, что англиканская идентичность должна быть обязательно определена через признание его авторитета», – говорится в общем заявлении консервативных англиканских иерархов. Порвав с авторитетом Роуэна Уилльямса, консерваторы также подтвердили свой разрыв с Епископальной церковью США и Англиканской церковью Канады, обвинив их в бездействии и недостаточно четкой позиции по назревшим проблемам. Таким образом, как пишут британские газеты, речь идет не просто об образовании группы раскольников, но о появлении «церкви внутри церкви».
Затянувшаяся реакция на это событие со стороны Архиепископа Кентерберийского, авторитет которого консерваторы отвергли несколько дней назад, говорит о том, что высшие духовные иерархи в Англиканской церкви восприняли все происходящее очень серьезно. «Если [либеральная практика] работает неэффективно, то нужно ее обновить, а не создавать импровизированные решения, которые могут показаться кому-то более эффективными в ближайшей перспективе, но на самом деле проблем будет создано гораздо больше, нежели тех, что удастся решить», – заявил накануне Роуэн Уилльямс, добавив, что образовавшееся движение внутри Англиканской церкви лишено какой-либо легитимности.
Как бы то ни было, эксперты уверены, что FOCA обязательно найдет своих сторонников, хотя очевидно, что их будет не очень много. «В протестантских церквях дело доходит до полного попрания христианских заповедей – здесь пропагандируется жизнь не на основе христианских ценностей, а в соответствии с принципами прав человека. Из протестантской жизни уходит все сакральное и таинственное, в чем так нуждается душа верующего человека. Поэтому нет ничего удивительного в том, что внутри протестантских церквей появляются такие консервативные движение. Кстати, данный случай – далеко не первый», – сказал РБК daily председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев.
Фактически такая радикальная реакция консервативных христианских кругов на «либерализацию» западно-христианских церквей вплоть до образование новых церковных сообществ является последней отчаянной попыткой противостоять процессу «вымывания» традиционных христианских ценностей из жизни западно-либеральных обществ.
Как ни странно, одна из последних подобных попыток противостоять этому была предпринята самим Архиепископом Кентерберийским Роуэном Уилльямсом, которого члены FOCA обвиняют в чрезмерном либерализме внутри церкви (ранее, например, он допустил, что его преемником может стать женщина). Говоря несколько месяцев назад о неизбежности внедрения норм шариата в британское законодательство, в действительности он призывал обратить внимание на то, что закон Великобритании уже давно перестал защищать права христианина, а защищает отныне абстрактные либеральные права, лишенные какого бы то ни было содержания. Единственным выходом из сложившегося тупика должно было стать наполнение принципа прав и свобод христианскими ценностями, иначе в него неизбежно будут входить ценности другой религии – ислама. Однако в силу прошлой непоследовательности действий и высказываний архиепископа и неоднозначного контекста его заявлений, «соль» того послания так и не была услышана широкой общественностью.
Голос членов новообразовавшейся «церкви» также рискует быть не расслышанным – процесс дехристианизации на Западе уже зашел слишком далеко. Он идет не только внутри протестантских церквей, но и поддерживается на уровне государственной идеологии. С американских банкнот вымарываются слова In God We Trust, из конституции США призывают убрать любое упоминание о религии, а немецким и французским школьникам запрещено носить кресты как символы принадлежности к христианской вере. Остановить этот процесс уже невозможно.
|