Алехандро Боланьос Всемирный нефтяной конгресс, проходящий на этой неделе в Мадриде, превратился в базар, на котором каждый норовит продать один и тот же испорченный товар: взвалить на соседа вину за резкое повышение цен на черное золото. Генеральный секретарь Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) спорит с теми, кто, подобно некоторым западным правительствам и многонациональным корпорациям, объясняет рост цен недостатком добычи. По мнению 68-летнего ливийца аль-Бадри, импульс росту цен придают чрезмерные финансовые спекуляции.
- От ОПЕК требуют поставлять на рынок больше нефти, чтобы остановить рост цен.
- Позвольте мне сказать, во-первых, что никакой проблемы предложения не существует. Рост цен связан с девальвацией доллара, геополитической напряженностью, спекуляциями... На рынке нет дефицита. На самом деле, все объясняется очень просто: ипотечный кризис прошлого лета в США нанес большой ущерб биржевым рынкам, финансовые инвестиции стали осуществляться в другие товары, и в результате сырьевые ресурсы стали теперь главным объектом спекуляций.
- Многонациональные корпорации в один голос жалуются, что ограничения, введенные ОПЕК, затрудняют увеличение инвестиций.
- Не все страны ОПЕК вводят ограничения. Многие открывают двери частным компаниям. А на родине некоторых частных компаний двери для инвестиций закрыты. 85% морских месторождений США закрыты для внешних инвесторов. То же касается севера Аляски. Надо играть по-честному.
- Представитель British Petroleum Тони Хейворд сказал, что чрезмерные спекуляции – это "миф".
- Могу ответить тем же. Недостаток предложения – это миф. Причина не в этом. Он заблуждается.
- Что в таком случае может сделать ОПЕК, чтобы охладить рынок?
- На нашу долю приходится 40% мировой добычи, мы вкладываем в разработку и добычу 160 млрд долларов, реализуем 120 проектов. Компания BP, например, могла бы инвестировать в увеличение добычи нефти в Северном море. У нас есть возможности для увеличения предложения в случае необходимости. Но позвольте мне прояснить ситуацию. Никто не встает в очередь за нефтью, весь спрос удовлетворен.
- Саудовская Аравия объявила об увеличении добычи на полмиллиона баррелей в день. Могла бы ОПЕК принять аналогичное совместное решение?
- Мы не считаем, что нефти не хватает. Саудовская Аравия сказала, что увеличит добычу в случае увеличения спроса, мы не будем добывать, если покупателей нет.
- Если во всем виновата спекуляция, значит, в какой-то момент пузырь лопнет, и что тогда? Цена за баррель упадет до 100 долларов?
- Если рынок снова будет регулироваться соотношением спроса и предложения, цены снизятся. Если мы отдадим рынок спекулянтам, то сегодня цена достигнет 140 долларов, а завтра поднимется до 200, и на рынке начнется паника. Многие наживаются на мифе о недостатке нефти.
- Значит, необходима реформа рынков фьючерсных сделок?
- Мне кажется, что дело на рынке зашло слишком далеко. Надо сказать себе: давайте остановимся на минуту, что-то не так, надо вернуться к нормальной ситуации. Я не говорю, что надо изгнать спекулянтов с рынка. Я говорю: успокойтесь, нефти хватает, предоставим возможность спросу и предложению регулировать рынок.
- Во многих странах, в том числе в Испании, такой рост цен привел к очень серьезным последствиям. Неужели больше ничего нельзя сделать?
- Вы тоже стали жертвами сложившейся ситуации. На вас влияют спекуляции, девальвация доллара... По-моему, вопрос в том, чтобы установить барьер для спекуляции. Международное агентство по энергии говорит, что с краткосрочным предложением проблем нет, проблемы начнутся после 2012 года. При таком высоком уровне цен нельзя говорить, что напряженности на рынке после 2012 года не будет, потому что это неправда. При таком уровне цен, если будет спрос, то все будут инвестировать в нефть, и предложение увеличится.
- Многонациональные корпорации возражают на это, что увеличение налогов на нефтяную отрасль в некоторых странах отталкивает инвесторов...
- Компании должны забыть о возрождении концепции "семи сестер" (семи многонациональных компаний, определявших мировые цены вплоть до 1970-х. – El Pais). Государственные и многонациональные частные компании должны сосуществовать. Они уже не могут заявляться в страну, навязывать свои цены и не платить налоги.
- Трудно представить, чтобы ОПЕК была заинтересована в остановке роста цен, ведь чем выше цены, тем больше доходы...
- Я должен вас поправить. Высокие цены приводят к увеличению доходов правительств стран-потребителей, потому что увеличиваются и налоговые поступления. Позвольте напомнить, что более 85% наших доходов возвращается в страны-потребители, на эти деньги мы покупаем одежду, продукты, сырье и промышленное оборудование в США и Европе. Неправда, что мы обогащаемся на этой ситуации.
- Конгресс США хочет, чтобы страны ОПЕК, не согласующие свою добычу с потребностями рынка, предстали перед судом. Что вы об этом думаете?
- Я хочу, чтобы ведущая мировая держава прекратила преследовать страны ОПЕК. Из-за бойкота Ливии и Ирана, из-за проблем, созданных в Ираке, ежедневно на рынок поступает на 5-6 млн баррелей меньше. Она должна пытаться помочь, а не подливать бензин в огонь.
|